Психосемиотика в трудовой деятельности

Психология » Психосемиотика в трудовой деятельности

Страница 4

Третий тип деятельности выдвигает на передний план интегративную, коммуни­кативную, наглядно-образную и структурирующую функции знаков. Знаковые от­ношения в этом типе деятельности очень гибки, постоянно требуют перехода от предмета к знаку и обратно, от одной знаковой ситуации к другой, использования многоуровневой системы знаковой информации, формирования сложной знаковой модели. Примером такого типа является деятельность следователя, врача и т. д.

Необходимость формировать системы приема и переработки знаковой инфор­мации является общей для всех видов деятельности и связана с развитием знако­вой функции у человека.

Процесс приема и переработки знаковой информации, по нашему мнению, сле­дует рассматривать как особую психосемиотическую систему, формирование кото­рой у человека происходит в результате взаимодействия с объективной системой знаковой информации.

Психосемиотическую систему можно определить как психологическую зна­ковую функциональную систему, обеспечивающую процесс преобразования и декодирования неязыковых систем. Она не может быть сведена ни к первой сиг­нальной системе человека, ни ко второй. В ней происходит процесс интеграции образа объекта и образа знака в определенном семантическом комплексе. Нали­чие такой специальной психосемиотической системы подтверждается исследова­ниями по физиологии высшей нервной деятельности, по функциональной асим­метрии головного мозга. Изучение особенностей психосемиотической системы можно вести по методике, разработанной Б. Ф. Ломовым, а также с использовани­ем разработок в этой области профессора М. К. Тутушкиной применительно к инженерной психологии: изучение структуры психосемиотической системы, ди­намики ее формирования, особенностей настройки и функционирования, влияния индивидуальных особенностей человека на формирование и функционирование системы, а также надежности и устойчивости системы при воздействии внешних и внутренних факторов.

Результатом переработки информации является формирование образно-поня­тийной модели деятельности, а также оперативных образов, отражающих взаимо­связь знаков и обозначенных предметов.

Процесс формирования этой модели имеет три ступени:

• выделение информативных блоков (формирование семантических групп и комплексов, которые обеспечивают наибольшую эффективность решения задачи);

• формирование на основе информативных блоков семантического поля и пространства, наиболее характерного для данного типа деятельности;

• локализация информативных пунктов путем мысленного установления про­странственно-временных ориентиров или опорных осей, которые необходи­мы для определения взаимосвязей обозначаемых объектов. Наглядность нами рассматривается в двух аспектах: как сходство знака с внешним ви­дом обозначаемого предмета (внешняя наглядность) и как отвлечение и выделение из объекта наиболее существенных сторон и отношений, необхо­димых для успешного решения задачи в деятельности, и представления их в знаке таким образом, чтобы они давали возможность сразу воспроизводить полезную информацию, как бы «видеть» решение задачи (внутренняя на­глядность).

Таким образом, при формировании образно-понятийной модели деятельности создается информационная система зрительных образов, вербальных и семанти­ческих компонентов, которые объединяются для решения определенных опера­тивных задач и выполняют в этом процессе разные функции: познавательные и управляющие.

Система переработки знаковой информации включается в общую структуру личности человека и тесно связана с интеллектом, индивидуально-психологически­ми особенностями, направленностью конкретного лица. Поэтому способы предъявления информации должны оцениваться с учетом индиви­дуальных особенностей пользователя.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другие статьи:

Кормление грудью
Кормление грудью - это не только питание, которое обеспечивает ему начало жизни без болезней, хорошее развитие его сил и ума, но и воспитание любовного, доверительного отношения к родной матери, к другим людям. А в младенце - девочке это ...

Социально – психологические особенности подросткового возраста как причина нарушения поведения
Психологические особенности подросткового возраста, когда они резко выражены, получили свое название “подросткового комплекса» , а обусловленные ими нарушения поведения – «пубертатного криза» Подростковый комплекс включает перепады нас ...

15 лет катастрофе на Чернобыльской АЭС
С закрытием Чернобыльской АЭС возникло убеждение, что проблема исчерпана. Но это не отменяет медицинские, социальные и экологические последствия. Между тем соотношение потраченных Западом денег таково: $720 млн. предоставлены на техническ ...