Каким был задуман человек, как вел бы он себя, как относился бы к себе подобным, к своему делу, как понимал бы окружающий мир, если бы обладал наилучшими психическими чертами?
Вот какие вопросы тревожили всю жизнь американского психолога Абрахама Маслоу (1908 -1970)
, когда он обнаружил, что традиционная психология и психоанализ Зигмунда Фрейда, имевшие дело с патологией, ничем тут помочь не могут. В 1943 году он опубликовал рубежную статью Теория человеческой мотивации , с которой началась новая гуманистическая психология. Так ее стали называть впоследствии. Объектом ее служит психически здоровый человек. В течение многих лет Маслоу
изучал людей, находившихся в определенной гармонии с собой, наслаждавшихся жизнью как таковой во всех ее аспектах. Как правило, эти люди добивались значительных успехов в жизни. Хотя психическое здоровье, как замечено ученым, не зависит от социального положения, уровня образования и дохода. Главный показатель тут самодостаточность и самостоятельность. Результаты этих исследований он обобщил в книге ПСИХОЛОГИЯ БЫТИЯ.
Исходным пунктом гуманистической психологии являются понятие о мотивации поведения, стремление личности к удовлетворению заложенных в ней потребностей. В сущности, все богатство человеческого поведения обусловлено двумя основными моделями мотивации: стремлением к преодолению дефицита и стремлением к развитию.
Всю свою психологическую работу Маслоу
связывает с проблематикой личного роста и развития, рассматривая психологию как одно из средств, способствующих социальному и психологическое благосостоянию. Он внес значительный теоретический и практический вклад в создание альтернативы бихевиоризму и психоанализу, стремившихся "объяснить до уничтожения" творчество, любовь, альтруизм и другие великие культурные, социальные и индивидуальные достижения человечества. . Его работы - в большей степени собрание мыслей, точек зрения и гипотез, нежели развитая теоретическая система.
- Биографический очерк
- Интеллектуальные предшественники
- Теория самоактуализации
- Иерархия потребностей
- Дефициентная и бытийная мотивация
- Динамика
- Характеристики самоактуализирующихся людей
- Заключение
Другие статьи:
Третий класс
По программе третьего класса учащиеся обучаются вести разговор в словесной (дактильной) форме на определенную тему (Куда ты идешь? - К врачу. - Зачем? – У меня болит нога. Я катался на санках и упал.). Ученики учатся выражать в форме свя ...
Социальная психология
Выполняя различные социальные функции, человек становится членом многочисленных социальных групп, каждая из которых в определенной степени влияет на формирование сознания личности. Личность оказывается включенной в систему взглядов, предс ...
Физиологические
основы страха
А. Кемпински (1975) считает, что на основании наблюдений за поведением животных можно с достоверностью сказать о том, что страх среди животного мира встречается часто и наблюдается уже на низших ступенях филогенетического развития (Кемпинс ...
Разделы