Доминанта.
«Под доминантой понимается более или менее устойчивый очаг повышенной возбудимости, чем бы он ни был вызван, причем вновь приходящие в центры возбуждения служат подтверждением возбуждения в очаге, в прочей НС прочно разлиты явления торможения».
А.А. Ухтомский определял доминанту как временно господствующий рефлекс, но это не единый центр возбуждения в ЦНС, а «комплекс определенных симптомов во всем организме», проявляющихся и в мышечной, и в секреторной, и в сосудистой деятельности. Не собственно очаг или центр возбуждения, а сложный комплекс связных рефлекторных дуг. Центры, входящие в состав Д. отличаются:
1. повышенной возбудимстью (порог возбудимости должен быть равен возможному раздражителю)
2. стойкостью возбуждения (возбуждение для формирования новой Д должно длится некоторое время – для формирования голодовой Д у кролика – 3 суток без пищи)
3. способностью к суммированию возбуждения (величина влияния Д на текущую деятельность равна возбуждению Д)
4. способностью к затормаживанию центров, в нее не входящих
5. инертность (удержание возбуждения по принципу «ценного рефлекса»).
Владимирский Н.Д. и Кацнельсон Р.С. – вызывание Д на ганглии брюхоногого моллюска (отравление стрихнином); при возбуждении другого ганглия – ответная реакция, соответ. отравленному. таким образом, Д привлекает к себе возбуждение из самых различных источников.
Центры Д. могут морфологически находится на довольно большом расстоянии, но все они связаны функционально. Наличие Д. создает повышенную готовность организма реагировать так, а не иначе, ориентирует организм на поиск тех ситуаций, по отношению к которым данная Д. наиболее адекватна. Д. – это устойчивый очаг повышенной возбудимости нервных центров, создающих скрытую готовность организма к определенному виду деятельности при одновременном торможении других рефлекторных актов. Д. есть общий принцип работы НС, она освобождает организм от побочных деятельностей для достижения наиболее важных целей. Ухтомского интересовало, почему в НС (если ее не рассматривать как набор рефлекторных дуг) одна из многих возможных реакций рефлекторного аппарата оказывается господствующей, т.е. доминирующей, определяющей направленность поведения целостного организма. Классическая рефлекторная схема определяла это путем неизбежного возникновения одной и той же реакции после предъявления определенного стимула. Ухтомский пишет о том, что этот закон является абстрактным представлением, выведенным путем исследования множества отдельных РД. Все остальные проявления активности организма являются случайными. Напротив, по У. когда под рефлексом понимают реакцию, «зависящую только от характера и силы условного раздражителя», то выделяют не общий закон, а феномен, совершенно не типичный для НС. доминанта не может быть объяснена тем, что более сильный рефлекс берет верх над более слабым или биологически более значимый. В центре учения У. лежит идея нескольких раздельных потоков возбуждения, протекающих в общем субстрате. Когда один из потоков оказывается доминирующим, он овладевает всей системы. Все остальные импульсы, попадающие в организм, не вызывают положенные им сенсомоторные реакции, а лишь подкрепляют эту «текущую рефлекторную» установку и больше тормозят остальные рефлекторные дуги.
Роль Д во внимании и предметном мышлении:
1. достаточно устойчивая Д, возникшая под влиянием внутренней секреции, рефлекторной деятельности и т.д., привлекает к себе в качестве поводов для возбуждения самые разнообразные рецепции (первый бал Наташи Ростовой)
2. из множества действующих рецепций Д выбирает для себя наиболее биологически адекватные (стадия адекватного выбора из окружающей среды) (Наташа и Андрей)
Другие статьи:
Феномен агрессивного поведения с точки зрения совремннной психологии.
В науке высказывались разные точки зрения относительно причин возникновения агрессии, её природы и факторов.
Самое раннее и, возможно, наиболее известное теоретическое положение, имеющее отношение к агрессии, - это то, согласно которому ...
Возрастной аспект отношения к смерти.
В нашем исследовании анализу были подвергнуты такие эмоциональные особенности личности, как: эмоциональное состояние личности на момент начала проведения эксперимента и при его окончании, наличие или отсутствие угнетенного настроения, нал ...
Причины стресса на рабочем месте
Факторы, вызывающие стресс, или так называемые стрессоры, воздействующие на работников в наши дни, включают:
v факторы стресса вне организации;
v групповые факторы стресса;
v факторы стресса, связанные с организацией;
Рассмотри их под ...
Разделы