Связь доминанты и условного рефлекса

Психология » Связь доминанты и условного рефлекса

Страница 1

Доминанта.

«Под доминантой понимается более или менее устойчивый очаг повышенной возбудимости, чем бы он ни был вызван, причем вновь приходящие в центры возбуждения служат подтверждением возбуждения в очаге, в прочей НС прочно разлиты явления торможения».

А.А. Ухтомский определял доминанту как временно господствующий рефлекс, но это не единый центр возбуждения в ЦНС, а «комплекс определенных симптомов во всем организме», проявляющихся и в мышечной, и в секреторной, и в сосудистой деятельности. Не собственно очаг или центр возбуждения, а сложный комплекс связных рефлекторных дуг. Центры, входящие в состав Д. отличаются:

1. повышенной возбудимстью (порог возбудимости должен быть равен возможному раздражителю)

2. стойкостью возбуждения (возбуждение для формирования новой Д должно длится некоторое время – для формирования голодовой Д у кролика – 3 суток без пищи)

3. способностью к суммированию возбуждения (величина влияния Д на текущую деятельность равна возбуждению Д)

4. способностью к затормаживанию центров, в нее не входящих

5. инертность (удержание возбуждения по принципу «ценного рефлекса»).

Владимирский Н.Д. и Кацнельсон Р.С. – вызывание Д на ганглии брюхоногого моллюска (отравление стрихнином); при возбуждении другого ганглия – ответная реакция, соответ. отравленному. таким образом, Д привлекает к себе возбуждение из самых различных источников.

Центры Д. могут морфологически находится на довольно большом расстоянии, но все они связаны функционально. Наличие Д. создает повышенную готовность организма реагировать так, а не иначе, ориентирует организм на поиск тех ситуаций, по отношению к которым данная Д. наиболее адекватна. Д. – это устойчивый очаг повышенной возбудимости нервных центров, создающих скрытую готовность организма к определенному виду деятельности при одновременном торможении других рефлекторных актов. Д. есть общий принцип работы НС, она освобождает организм от побочных деятельностей для достижения наиболее важных целей. Ухтомского интересовало, почему в НС (если ее не рассматривать как набор рефлекторных дуг) одна из многих возможных реакций рефлекторного аппарата оказывается господствующей, т.е. доминирующей, определяющей направленность поведения целостного организма. Классическая рефлекторная схема определяла это путем неизбежного возникновения одной и той же реакции после предъявления определенного стимула. Ухтомский пишет о том, что этот закон является абстрактным представлением, выведенным путем исследования множества отдельных РД. Все остальные проявления активности организма являются случайными. Напротив, по У. когда под рефлексом понимают реакцию, «зависящую только от характера и силы условного раздражителя», то выделяют не общий закон, а феномен, совершенно не типичный для НС. доминанта не может быть объяснена тем, что более сильный рефлекс берет верх над более слабым или биологически более значимый. В центре учения У. лежит идея нескольких раздельных потоков возбуждения, протекающих в общем субстрате. Когда один из потоков оказывается доминирующим, он овладевает всей системы. Все остальные импульсы, попадающие в организм, не вызывают положенные им сенсомоторные реакции, а лишь подкрепляют эту «текущую рефлекторную» установку и больше тормозят остальные рефлекторные дуги.

Роль Д во внимании и предметном мышлении:

1. достаточно устойчивая Д, возникшая под влиянием внутренней секреции, рефлекторной деятельности и т.д., привлекает к себе в качестве поводов для возбуждения самые разнообразные рецепции (первый бал Наташи Ростовой)

2. из множества действующих рецепций Д выбирает для себя наиболее биологически адекватные (стадия адекватного выбора из окружающей среды) (Наташа и Андрей)

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Как стать приятным собеседником
ПРАВИЛО ПЕРВОЕ: Лучший собеседник не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать ПРАВИЛО ВТОРОЕ: Люди склонны слушать другого только после того, как выслушали их Достаточно дать собеседнику возможность выговоритьс ...

Функции педагога.
Педагогическая функция – предписанное педагогу направление применения профессиональных знаний и умений. Главными направлениями приложения педагогических усилий являются обучение, образование, воспитание, развитие и воспитание учащихся. В ...

Пренатальный период.
Когнитивное развитие. Рассматривается развитие чувствительности, двигательной системы, развитие мозга.Организм матери рассматривается как стимульная среда, обеспечивающая развитие мозговых структур и первоначальной интегративности когни ...