Страх, его классификация.

Психология » Страхи и тревожность » Страх, его классификация.

Страница 1

Страх принодлежит к категории фундаментальных эмоций человека. Мотивация старха - условно-рефлекторная, т. к. в нем закодирована эмоционально переработанная информация о возможности опасности. Само же чувство страха появляется непроизвольно, помимо воли, сопровождаясь выраженным чувством волнения, беспокойства или ужаса.

Страх классифицируется как ситуативно и личностно обусловоенный острый и хронический, инстиктивный и социально опосредованный. Боязнь и тревожность, как состояние, соответствующее страху и тревоге. Реальный (при конкретной угрозе) и воображаемые (на уровне представлений).

По степени выраженности страх делится на ужас, испуг, собственно стра, стревогу, опасения, бкспокойство и волнение. Несмотря на свою отрицательную окраску, страх выполняетс разнообразные функции в психической жизни человека. Как реакция на угрозу, страх позволяет избежать встречи с ней, играя таким образом защитную, адаптивную роль в системе психической саморегуляции. Это своеобразное средство в познании окружающей действительности. В некоторм роде страх - способ огрв\аничения "Я" от чужеродного, неприемлимого влияния извне, страх может мобилизовать "Я" перед лицом внешней опасности, способствуя интеграции внутренних психических ресурсов. Взрастные страхи в некоторой степени отражают исторический путь развития самосознания человека. В начале ребенок боится остаться один без поддержки близкого лица (7 мес), опасается посторонних, не известных ему лиц (8 мес), далее он боится высоты, боли, бабы Яги. Далее темноты, огня пожара и т. д., всего того, что было развито у первобытных людей. Человек не смог бы выжить, пренебрегая этими страхами. ВА отличие от естественных, социальные страхи приобретаются путем научения в процессе формирования личности. При большем, чем в норме количестве страхов и их невротическом характере возникает состояние психического напряжения, скованности, аффективно заостренного стремления к поиску опры. Поведение становится все более пассивным, отрофируется любопытство, любознательность, избегается любой риск, связанный с вхождением в новую, неизвестную ситуацию общения. Развивается настороженность и замкнутость, уход в себя, в свои проблемы. Усиливается не свойственная детям ориентация на травмирующее прошлое. Неумение радоваться пропорционально умению тревожиться.

Был проведен опрос детей в возрасте от 3 до 16 лет. Задавался вопрос: "Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься" и далее было перечисление страхов (папу, маму, бабу Ягу, темноту, страшный сон и т.д.). Наибольшая чувствительность к стархам проявляется в 7 лет, меньше всего страха - в 15. У дощкольников чаще встречаются страхи боли, уколов, огня, сказочных персонажей, темноты, снов, наказания. В школьном возрасте преобладают страхи войны, смерти родителей, опоздания.

Семейная обусловленность страхов.

В неполной семье значительное увеличение страхов. Отстутствие отца в семье нарушает формирование поведения, соответствующего полу ( у мальчиков), и психологической защиты от идущей извне угроз ( у девочек). И м также требуется навык защиты себя от опасности. В полных семьях, абсолютное отсутствие страхов, во всяком случае в дошкольном возрасте, скорее исключение и достаточно часто служит проявлением органической расторможенности, накритичности и невысокого интеллектуального уровня. Большще страхов у детей, живущих в отдельных квартирах, у единственных в семье, если считают главой в семье мать, если есть конфликтные отношения между родителями.

Возрастные особенности.

Известны рефлекторные реакции новорожденных типа беспокойства в ответ на громкий звук, потеря равновесия, приближение большого предмета. Однако собственно о страхе, а не ореакциях беспокойства можно говорить не раньше 6 мес. Беспокойство во вотрой подловине первого года Фрейд связал с опасностью отделения от матери. В 8 мес. появляется страх на появление незнакомых лиц. Легко передается беспокойство матери, если она спешит или взволнована. В дальнейшем это коварные сказочные герои, способные отнять жизнь, нанести увечье, ущерб, в отличие от матери, дающей тепло, любовь, жизнь.

Преддошкольный возраст.

Страх незнакомых, чужх уменньшается на 2 году жизни. При встрече с незнакомыми людьми ребенок смущается, робеет, что достаточно быстро проходит. Наиболее рапространенным страхом в отом возрасте я вляется страх наказания со стороны родителей. В 2 года максимально угрожающи значением обладает сказочный образ волка, после ознакомления со сказками. Нередко в представленни ребенка, волк "реализует свои замыслы" во время сна, что сопровожнается двигательным расторможением, криками, пробуждением.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Возникновение эмоций.
Почему возникли эмоции, почему природа " не могла обойтись " мышлением? Есть предположение, что когда-то эмоции и были предформой мышления, выполнявшей самые простые и самые жизненно необходимые функции. Действительно, необходи ...

На стыке теории и практики
Противостояние компетенциарного и экспериентального подходов в тренинге имеет свои особые черты. В сфере образования компетенциарный и экспериентальный подходы долгое время рассматривались как новаторские, им противостояли традиции школь ...

Необходимость защиты окружающей среды от опасных техногенных воздействий промышленности на экосистемы
Экологическое состояние многих районов нашей страны вызывает законную тревогу общественности. В многочисленных публикациях показано, что во многих регионах нашей страны наблюдается устойчивая тенденция к многократному, в десятки и более ...