Психосемиотика в трудовой деятельности

Психология » Психосемиотика в трудовой деятельности

Страница 1

Научно-технический прогресс усиливает роль человеческого фактора. Это выра­жается в интенсификации психической деятельности человека, находящегося в производственной сфере, в многократном увеличении объектов (предметов) дея­тельности, активизации процессов приема и переработки информации, повышении ответственности за принятое решение и его последствия и т. п., в опосредовании человеческой деятельности специальными техническими устройствами. Перечис­ленные особенности производственной деятельности делают необходимым широ­кое использование знаков в процессе этой деятельности. Этот параграф посвя­щен психологическому анализу закономерностей применения знаковых систем в процессе трудовой деятельности. Вначале сделаем общий анализ психосемиотики в трудовой деятельности, а затем перейдем к анализу использования знаковых систем на примере конкретного вида сложной интеллектуальной практической деятельности.

Особенностью психологического анализа деятельности должно быть раскры­тие внутренних отношений, возникающих в ходе ее развития и представляющих собой сложную и разветвленную систему «искусственных органов» человека, с помощью которых он производит необходимые преобразования предметов деятель­ности. В структуре средств деятельности выделяются внешние и внутренние; важ­нейшим компонентом внешних средств деятельности являются символические средства труда, т. е. знаковая информация, содержащаяся в деятельности человека;

к внутренним средствам относятся концептуальные модели, программы, схемы поведения, соответствующие умения и навыки.

Сохраняя в памяти и воспроизводя информацию, допрашиваемый, как и любой человек, стремится перейти на собственный язык. Словарный запас человека со­ставляет в целом 15-16 тыс. слов, в то время как словарь русского языка— 100 тыс. Поэтому, переводя запоминание на собственный язык, человек почти в пять раз уменьшает объем воспринятого материала, за счет чего облегчает себе запоминание'.

Применительно к практике допроса можно выделить несколько степеней владе­ния словом.

К высшему уровню владения словом относится активный словарный запас, т. е. слова, которые следователь, потерпевший, подозреваемый, обвиняемый может сво­бодно воспроизводить. Они, в свою очередь, разделяются на слова, легко и свобод­но используемые в беглой устной речи, и на слова, которые характерны главным образом для письменной речи, когда допрашиваемый собственноручно излагает показания в протоколе допроса. Иногда свидетель, потерпевший, подозреваемый, обвиняемый могут припоминать слова с помощью следователя (специальная тер­минология, слова из другого языка, жаргона и др.). И наконец, самый низкий уровень — это слова услышанные, но ранее незнакомые допрашиваемому. Они также могут быть воспроизведены, если будет правильно поставлен вопрос.

В словесной характеристике некоторых явлений, предметов есть свои трудности. «Многое из области психоло­гических переживаний вообще с трудом вербализуется, т. е. переводится в речевые формы . часто даже простые и обыденные процессы оказываются совершенно недо­ступными для речевого оформления (например, попытка выразить в словах процесс завязывания узла и т. п.). Именно в силу этого облечение воспоминаний в словес­ные формы часто извращает эти воспоминания и толкает на ложное понимание отчета»'.

Правильная словесная характеристика той или другой особенности предмета или явления нередко зависит от на­личия специальных знаний и соответствующей терминоло­гии. Так, иногда сложно выразить оттенки цвета, точно охарактеризовать форму предметов, силу запаха и т. п.

Из всего изложенного следует ряд рекомендаций, суще­ственных для получения правильных показаний: 1) если допрашиваемый употребляет такие общие оценочные прилагательные, как «белый, черный», «большой», следователю необходимо добиться их уточнения; 2) если же допрашиваемый пользуется понятиями, обозначающими расстояние, время, силу запаха, то следует выяснить, что он в них вкладывает.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Уровни способностей
Структура способностей зависит от развития личности. Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овлад ...

Понятия творчество и творческие способности
Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема челове­ческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Т ...

Теория Э.Фрома - опыт анализа и применения при наблюдении бытия
Психологическую теорию Э.Фромма можно условно разделить на несколько частей. Мы остановимся на одном из главных его тезисов. О том, что психика человека может иметь две направленности – на бытие или на обладание[1]. Эта направленность мо ...