Психосемиотика в трудовой деятельности

Психология » Психосемиотика в трудовой деятельности

Страница 5

Компьютерное образование, которому в последнее время уделяется так много внимания, должно включать не только и не столько знания об устройстве вычислительных машин, сколько умение применять их в профессиональной дея­тельности. Для разных категорий пользователей требуется дифференцированное обучение информатике.

Новая технология воздействует на жизнь человека, ме­няя образ его мыслей и поведение. В сознании людей фак­тически сложилось представление об обществе как о не­коей «мегамашине», в которой себя самого человек воспринимает только одной из ее деталей наряду с машинами (компьютерами), т. е. социальный мир уподоб­ляется агрегату. Поэтому отношение работника, спортсме­на или даже интеллектуала-электронщика к машине — это отношение равного к равному. Это ведет к забвению цен­ностей «метафизической эпохи» (М. Хайдеггер)2, т. е. идей поиска смысла бытия, размышлений о человеке и его месте в общей картине мироздания, которые отвергаются как несуществующие в запрограммированном мире машинной рациональности.

Об этой проблеме много писал известный американский философ и психолог Э. Фромм. По его мнению, современ­ное общество породило человека, который активен внешне, но пассивен внутри, т. е. функционирует как автомат. Он опустошен, лишен высоких человеческих чувств — словом, задавлен могущественной системой прямого и косвенного подавления до такой степени, что не способен свободно и всесторонне развиваться. Человек этот фактически явля­ется невротиком. А коль скоро отчуждение — очень харак­терное мироощущение человека в современном обществе, значит, невротик в настоящее время — преобладающий тип личности. По классификации Фромма, можно выде­лить две разновидности людей — биофил и некрофил. Первый любит жизнь во всех ее проявлениях, и размеренности существования он всегда предпочитает дина­мичный образ жизни. В свою очередь некрофила всегда влечет к себе мрак и тьма, ему неприятны непредсказуемые и зачастую неконтролируемые проявления жи­вой стихии бытия, поэтому он невольно стремится окружить себя неживым искус­ственным миром, программируемым и подвластным.

Домашние компьютеры используются как в профессиональных целях, так и для развлечений. Социологи отмечают, что использование домашних ЭВМ может заменять другие методы и формы учебы. Что касается сферы развлечений, то явно сокращается время, проводимое с книгой, уменьшается интерес к искусству и спорту. Люди замыкаются на компьютерах, говорят только о них, увлекаются спе­циализированными изданиями. Таким образом, компьютер весьма существенно ме­няет образ жизни людей, вызывает к жизни целый комплекс новых проблем эти­ческого характера.

Человек по сути своей существо общественное, т. е. самой природой он ориен­тирован на общение с другими людьми. Неудивительно, что самым тяжелым нака­занием для человека является одиночное заключение. Именно в общении человек осознает себя, вступает во всевозможные взаимоотношения, испытывает чувства солидарности, любви, дружбы и пр. Чувство оторванности, изолированности, зачас­тую внушающее ужас и тоску, может быть смягчено общением с людьми или дру­гими живыми существами. Но общение бывает прямым и косвенным или опосре­дованным. Например, письмо. Как много значил этот лист бумаги и в деловых, и в личных отношениях! А как важно иметь косвенное, опосредованное телефонной трубкой общение с друзьями и знакомыми, особенно для пожилых людей!

Однако мы должны признать, что современные средства общения людей факти­чески создают только иллюзию общения, поскольку в непосредственном живом контакте человек может использовать все пять чувств, воспроизводить мысленно образ происходящего. По мнению известного немецкого ученого из школы Ю. Хабермаса Б. Метлер-Мейбом, сейчас происходит разрушение феномена реального соседства, т. е. непосредственного общения людей в определенном времени и пространстве. Например, телевидение как бы удваивает мир, смешивая иллюзии и реальность. Сидящие в темных комнатах перед экраном люди отчуждены от реальности, в результате дети, насмотревшись телефильмов о суперменах, начина­ют им подражать и часто погибают или получают увечья. Увлечение технологи­ческой иллюзией настолько велико, что дети и старики часто даже разговаривают с телеприемником, воспринимают телеперсонажей как реальных людей, делятся с телекомментаторами своими мыслями. Начиная с 1972 г. в американской прессе опубликовано более 3 тысяч работ, посвященных тому, что теле- и видеопрограм­мы провоцируют людей на агрессивное поведение. Исследователи отмечают, что такая связь существует и проявляется не только в том, что по телевидению пока­зывают акты насилия. Само сидение перед экраном часами и напряженное фикси­рованное положение глаз при просмотре программ способствует повышению аг­рессивности в поведении человека, приводит к психическим и поведенческим изменениям. Указывают также на то, что у людей, подолгу просиживающих перед телевизором, снижаются языковые навыки и творческие способности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другие статьи: