Психосемиотика в трудовой деятельности

Психология » Психосемиотика в трудовой деятельности

Страница 2

Более сложным является правильное описание допрашиваемым внешности че­ловека, особенно черт его лица. Эксперименты А. А. Бодалева показали, что в по­давляющем большинстве мнения людей, когда они характеризуют цвет глаз, волос человека, форму его лица, величину лба, рта и т. д., не совпадают.

Оптимизация деятельности человека возможна через совершенствование внешних и внутренних средств деятельности, через четкую организацию про­цесса информационной подготовки к принятию решения, через рационализацию психологической подготовки и обучения человека работе. Это, в свою очередь, связано с необходимостью совершенствования информационной основы дея­тельности человека.

Под информационной основой деятельности (ИОД) понимается точность, пол­нота и своевременность отражения человеком предметных и субъективных усло­вий деятельности. ИОД выделяется на уровне информационного анализа деятель­ности, когда устанавливаются способы получения и организации информации, необходимой для деятельности. При необходимости в ИОД наряду с внешними могут включаться и внутренние условия, детерминированные индивидуальными особенностями человека. Для формирования ИОД большое значение имеет рацио­нальное использование знаковой информации.

Закономерности и особенности функционирования знаковой информации в деятельности человека должны изучаться с позиций психологической семиотики.

Значение психосемиотического подхода заключается в следующем: во-первых, он является основой для анализа природы и структуры знаковой информации; во-вторых, позволяет раскрыть глубинные взаимосвязи между объек­тивной (система знаковой информации) и субъективной (переработка знаковой информации) системами; в-треть­их, дает конструктивный метод для разработки требова­ний к организации ИОД и процессу обучения человека соответствующей деятельности, в которой используется знаковая информация. В результате теоретического и экс­периментального исследования нами выделены основные принципы психосемиотического подхода к анализу дея­тельности:

• развитие знаковой функции, т. е. способности человека оперировать

одними предметами как знаками других пред­метов в процессе познания

и общения, что является необ­ходимой предпосылкой для использования

знаков в деятельности человека;

• психологическая сущность знаков и функционально-информационное отно­шение между знаками и предметом, включающее особенности структуры знаков, а также правил перехода от обозначаемого предмета к знаку и об­ратно;

• выделение знаковых ситуаций и отношений в деятельности;

• определение основных функций, выраженных в деятельности человека;

• системный анализ знаковой информации и процессов ее приема и перера­ботки.

Структура системы знаковой информации зависит от состава и сложности сообщений, которые должны быть в ней закодированы. Иерархия в этой системе выглядит следующим образом: знак (3) как заместитель определенного предмета или явления, знаковая система (ЗС) как заместитель определенной совокупности предметов и носитель информации о системе обозначаемых предметов, знаковая модель (ЗМ) как совокупность нескольких знаковых систем, используемых для кодирования сложных сообщений.

Информационный подход помогает нам выделить в предметах их информаци­онную сущность, которая может быть замещена знаком. Между знаком и обо­значаемым им предметом есть функционально-информационое отношение, в силу которого знак способен выступить для интерпретатора в качестве средства восприятия, передачи, преобразования и хранения информации.

Для анализа деятельности человека и формирования ИОД необходимым момен­том является выделение знаковых ситуаций и основных функций знаков в дея­тельности. Знак включается в деятельность человека только через знаковую ситу­ацию, которая всегда имеет определенное смысловое и предметное значение. В знаковой ситуации в схематическом виде выражается специфическая форма диалектики познания: от объективной деятельности (предмет как источник отражения) к ее чувственному и логическому отражению (мыс­ленный образ предмета — знак как носитель значения) и от него через практику вновь к действительности (к обо­значаемому предмету). Именно в знаковой ситуации пре­образуется специфическое знаковое свойство — значение, которое выступает в виде некоторого знания о правилах оперирования знаками, о способах перехода от знака к предмету, об обозначенных предметах и их свойствах. В знаковой ситуации находят отражение знаковые отноше­ния, которые возникают в деятельности человека. Эти зна­ковые отношения реализуются через основные функции, которые знаки и ЗС выполняют в деятельности человека.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Типы телевизионных передач по характеру соотношения звука и изображения
По характеру соотношения звука и изображения возможны телевизионные передачи трех типов: 1. В передаче преобладает информация, поступающая к зрителю через звуковой канал (дикторский текст). Это в основном студийные постановки, в которых ...

Основные свойства темперамента, характеристика его типов.
От одного и того же свойства нервной системы зависит ряд свойств темперамента, и наоборот, свойство темперамента определяется не одним, а несколькими свойствами нервной системы. Особенно это проявляется при анализе таких свойств темпераме ...

Факторы эффективности специалиста по PR как коммуникатора
Например, английский ученый Сэм Блэк предлагает свое видение личностных качеств специалиста по PR: отличные организаторские способности, ясность суждений, объективность и критичность восприятия, богатое воображение и способность понимать ...