Педагогика и «завтрашний день» ребёнка

Психология » Ребёнок в системе дошкольного воспитания » Педагогика и «завтрашний день» ребёнка

Страница 1

Против утверждения, согласно которому обучение должно считаться с уровнем развития ребенка, возразить нечего. Но что значит «считаться»? Было бы глубоко ошибочно истолковывать это утверждение так, будто обучение должно просто следовать за развитием, а развитие — это нечто стихийное, происхо­дящее само по себе. Это не так: ребенок развивается, усваивая общественный опыт, овладевая разнообразными действиями, свойственными человеку. А формируются и передаются эти действия только через обучение. Обучение ребенка необходимо строить с учетом особенностей восприятия, мышления, внимания, памяти малышей? Давать только такие задания, которые укладываются в личный опыт ребенка, не выходят за пределы известных ему предметов и явлений? Ограничиться описанием лишь тех предметов и их свойств, пощупать собственными руками (или увидеть собственными глазами)? А эти зна­ния дробить на мельчайшие порции, чтобы не утомлять внимания ребенка, повторять их большое количество раз, пока они не за­помнятся сами собой?

Так думали многие специалисты. Однако более глубокие исследования показали, что эти особенности психических качеств детей — следствие традиционных способов дошколь­ного обучения, следствие подхода, при кото­ром, по словам выдающегося советского пси­холога Л. С. Выготского, «обучение плетется в хвосте развития». Такому подходу он про­тивопоставил иной: «Только то обучение яв­ляется хорошим, которое забегает вперед раз­вития». Практический вывод: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития».

Сам этот «завтрашний день» не что-то не­ведомое, неопределенное. Л. С. Выготский ввел в психологию более глубокое понятие об уровне развития. Оказывается, в нем мож­но различить как бы два этажа: на одном («уровень актуального развития») — те пси­хические качества, которые уже сформирова­лись, те психические действия, которые осво­ены ребенком; на другом — те свойства пси­хики, которые еще находятся в становлении, в росте, в движении. Этот второй этаж, вто­рой уровень принято называть теперь зоной ближайшего развития. Иными словами, «завтрашний день» — это не то, чего еще нет вообще, это то, что только складывается — и потому оно особенно чувствительно к влия­нию, которое оказывает обучение.

Ребенок может выполнять какие-то дейст­вия самостоятельно; другие, более слож­ные, — лишь с помощью взрослого. Вот то, что ребенок может сделать с помощью взрос­лого, и указывает на «зону его ближайшего развития». (Подчеркнем, что речь идет не о «натаскивании» ребенка, не о слепом подра­жании — ребенок выполняет задание не са­мостоятельно, но с помощью окружающих его взрослых и с пониманием того, что он де­лает.)

Широта «зоны ближайшего развития» — показатель очень важный, по нему мы можем судить, какой «запас развития» есть у ребен­ка. Этот «запас развития» создается обуче­нием. Каждый новый шаг в обучении исполь­зует имеющуюся у ребенка «зону ближайше­го развития» и одиовременно создает новую.

Мы учим ребенка говорить. При этом мы используем возможности его слухового и зри­тельного развития, возможности подража­ния взрослому и понимания. (Эти возможно­сти тоже возникли в результате обучения, пусть не всегда заметного для нас, порой сти­хийного, но все-таки обучения.) В свою оче­редь, овладение речью рождает сдвиг в психи­ческом развитии, создает новые возможности обучения — ведь сделалось возможным ре­чевое общение, стали под влиянием речи бо­лее совершенными восприятие и мышление.

Важно верно сориентированное, правильно построенное обучение. Обучение, которое ори­ентируется на уже завершенные циклы раз­вития, воздействовать на сложившиеся, «затвердевшие» качества и свойства психики не может, и поэтому оно оказывается бездей­ственным с точки зрения общего развития ребенка .

Говоря о том, что правильно поставленное обучение ведет за собой развитие, мы, разумеется, не можем забывать, что существует, так сказать, нижняя граница обучения — именно это имеют в виду, когда говорят о бессмысленности попыток обучить грамоте шестимесячного младенца.

Но не менее важным оказывается и существование верхней границы обучения. На первый взгляд это может показаться непонятным: если не считать чисто хронологического отставания ребенка от сверстников, что же пагубного в том, что обучение его тем или иным умственным действиям начнется позже обычного? Но вот факты. Если ребенок до 3 лет по каким-то причинам не усвоил речь и обучение начинается только после этого срока, то обучение идет с гораздо большим трудом, дольше и без того успеха, который дает оно в обычные сроки. Сама же задержка в развитии речи тяжело сказывается на общем росте психических возможностей ребенка — у него задерживается развитие восприятия и мышления, не возникает ролевая игра (свойственная, как вы помните, возрасту от 3 до 7 лет), не развивается предметное рисование, т. е, способность к изображению предметов .

Страницы: 1 2

Другие статьи: