Описание методов исследования

Страница 1

1. Методика «Мотивация учебной деятельности»

Методика «Мотивы учебной деятельности», под редакцией д.п.н. Масловой Н.Ф., ставит своей целью выявить мотивы учебной деятельности с помощью анкетирования. Этот метод позволяет собрать наибольшее количество информации об обследуемом предмете. В частности ставится задача из перечисленных 12 утверждений подчеркнуть те пункты, которые наиболее соответствуют стремлениям и желаниям студентов. В результате анализа полученных данных предполагается классификация мотивов, включающая следующие группы: а) широкие социальные мотивы, б) мотивация благополучия, в) престижная мотивация, г) мотивация содержанием, д) мотивация прессом и е) узкие социальные мотивы.

Основными критериями позволяющими осуществить качественный анализ являются: а) Богатство и разнообразие мотивов, - предполагает сочетание нескольких групп мотивов. б) Социальная ценность мотивов, раскрывает адаптивность к группе, обществу. в) Присутствие в структуре мотивации познавательных интересов.

2. Методика «Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ)»

Использование следующей методики позволяет определить ценностные терминальные ориентации студента, в том числе и к процессу обучения.

Идея создания этой методики возникла в результате работы с рядом известных тестов, направленных на диагностику различных аспектов направленности личности. В некоторых странах, прежде всего в США, подобные исследования стали неотъемлемой частью жизни общества. Среди известных тестов для диагностики различных аспектов направленности личности, - методика словацкого психолога Т.Тарочковой “Жизненные цели”, тест американских авторов Д.Сьюпера и Д.Невил “Шкала ценностей”, методика М.Рокича “Изучение ценностей человека”, опросник Олпорта-Верона-Линдсея и некоторые другие. Так, например, методика «Жизненные цели» направлена на диагностику значимости для индивида таких жизненных целей, как учебно-образовательные, профессиональные, супружеско-семейные, интраперсональные и досуговые; опросник «Шкала ценностей» ориентирован на измерение ценностей, определяющих профессиональный путь человека.

В отечественной практике профконсультирования долгое время был распространен подход, основывающийся на том, что профессиональная деятельность является основным содержанием жизни человека. Однако практика показала, что для одного человека профессиональная жизнь - это возможность удовлетворения потребности в общении, для другого - это средство зарабатывания денег, а для третьего на первый план выступает сфера семейной жизни и т.д. Таким образом, сопоставляя преобладающие ценностные ориентации индивида с доминирующими для него жизненными сферами, можно определить и доминирующую направленность данной личности.

В качестве диагностического инструмента для выявления доминирующих жизненных целей и жизненных сфер деятельности студентов нами был взят Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ). Опросник позволяет выявить иерархию ценностных ориентаций человека и преобладающие сферы его жизнедеятельности. Методика ОТеЦ позволяет диагностировать следующие ценностные ориентации личности:

1. Собственный престиж, т.е. завоевание своего признания в обществе путем следования определенным социальным требованиям.

2. Высокое материальное положение, т.е. обращение к факторам материального благополучия как к главному смыслу существования.

3. Креативность, т.е. реализация своих творческих возможностей, стремление изменять окружающую действительность.

4. Активные социальные контакты, т.е. установление благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширение своих межличностных связей, реализация своей социальной роли.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Материальные предпосылки возникновения сознания. Сознание как высшая форма отражения действительности.
Положение Маркса о том, что нельзя отделить сознание, мышление от материи, которая мыслит, о том, что сознание производно от материи, предельно просто и понятно. Но оно нуждается, во-первых, в расшифровке, а во-вторых, в обосновании. И пе ...

Общие психолого-педагогические выводы
Основными достоинствами данной формирующейся личности является самостоятельность, не всегда свойственная в полной мере сверстникам, важными характеристиками является доброта и чуткость в отношениях с людьми, способность к сопереживанию. ...

Определение способностей
Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда. При прочих равных услов ...