Виды обратной связи в коммуникации.

Психология » Учебные материалы курса Социальная психология » Виды обратной связи в коммуникации.

Страница 3

2. Самооценка

. Самооценка - это компонент образа-Я, отражающий мнение человека по поводу собственной ценности. Люди с низкой самооценкой склонны иметь на себя негативный взгляд. Они испытывают чувство зависимости, имеют трудности в общении, сомневаются в своих силах. Высокая самооценка, напротив, дает возможность человеку чувствовать себя уверенно, независимо, комфортно. Хотя считается, что иметь высокую самооценку предпочтительнее, т.к. она ассоциируется с лучшими результатами в работе и получении от нее большего удовлетворения, новейшие исследования позволили выявить и некоторые ее изъяны. Например, люди с высокой самооценкой имеют тенденцию проявлять эгоизм и хвастливость в ситуациях, где они испытывают давление. Таким образом, высокой самооценка, как и многое другое хорошее в жизни, должна быть в меру.

Самооценка возникает под влиянием обстоятельств и того как к нам относятся окружающие. Важно, однако, при этом понимать, что влияние на самооценку оказывает мнение не всех людей, а только тех, которых человек относит к своей референтной группе

. Референтной группой называется реальная или условная социальная общность, с которой человек соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности которой он ориентируется в своем поведении.

В процессе межличностного восприятия следует иметь в виду следующее:

Люди с высокой самооценкой

Люди с низкой самооценкой

1. Думают хорошо о других

1. С неприязнью относятся к другим.

2. Ждут принятия от других.

2. Хотят от других сочувствия, жалости.

3. Не опасаются оценок со стороны других.

3. Чувствительны к возможной негативной реакции со стороны других, боятся зрителей.

4. С теми, за кем признают преимущество, не испытывают стеснения или напряжение

4. Со стороны тех, в ком видят превосходство, чувствуют угрозу.

5. Способны защитить себя от негативных оценок

5. Испытывают трудности при необходимости защититься от негативных оценок.

Наиболее типичные ошибки межличностного восприятия

.

Наиболее типичным ошибками являются следующие:

1. Мы попадаем под влияние того, что наиболее очевидно.

2. Мы попадаем под влияние первого впечатления.

3. Мы склонны воспринимать других похожими на нас.

4. Мы склонны придавать негативным чертам больше значения, чем позитивным.

5. Мы склонны обвинять не ситуацию, а людей тогда, когда являемся жертвами

Задание: приведите примеры, иллюстрирующие каждую из вышеназванных ошибок в межличностном восприятии.

Эмпатия

Все сказанное выше иллюстрирует, что мы действительно выбираем, организуем и интерпретируем поведение других людей не всегда точно. В профессиональном общении возникает задача научиться понимать людей не только со своей собственной, но и с их позиции. Способность “ставить себя на место других”, “влезать в шкуру” другого человека называется эмпатией.

Эмпатия - производное от греческих слов, которые означают “чувствование”. Подразумевается, что эмпатия - это нечто большее, чем просто интеллектуальное понимание партнера. Она требует восприятия

объектов, ситуаций, людей такого же как и у человека, чьи мысли и чувства мы пытаемся понять. Эмпатируя, мы понимаем глубокие мотивы поступков человека, переживаем во многом сходные с ним эмоции.

Эмпатия отличается от симпатии. Слово “симпатия” происходит от греческого “сочувствие”. В этом случае мы переживаем свои собственные чувства по отношению к кому-либо (например, расположение, дружелюбие и т.д.)

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи: