Социально-психологичский тренинг

Психология » Теория социально-психологического тренинга » Социально-психологичский тренинг

Страница 1

Посмотрим на то, какие определения даются социально-психологическому тренингу в отечественной литературе. Для Л. А. Петровской социально-психологический тренинг — это « .практика психологического воздействия, основанная на активных методах групповой работы». Г. И. Марасанов считает, что социально-психологический тренинг — «активные методы практической психологии». «Краткий психологический словарь» содержит следующую дефиницию: « .прикладной раздел социальной психологии, представляющий собой совокупность групповых методов формирования умений и навыков самопознания, общения и взаимодействия людей в группе». К.М. Жуков, Л. А. Петровская и П. В. Растянников предлагают рассматривать социально-психологический тренинг как «область практической психологии, ориентированной на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении или коммуникативной компетентности».

Нетрудно заметить, что при всем многообразии формулировок есть нечто общее, объединяющее все попытки определить понятие «социально-психологический тренинг». В этом общем выделяются два момента. Во-первых, большинство авторов сходится на том, что способ работы — это активные методы. Во-вторых, практически во всех приведенных формулировках отсутствует целевая отнесенность. Даже если слово «цель», как в последнем примере, формальным образом и фигурирует в определении, вместо нее указывается содержание или предмет тренинга. Отсутствие такой характеристики, как целеуказание, выглядит не случайным. На эту особенность социально-психологического тренинга еще в 1985 году обратил внимание К. Н. Емельянов:

- .строго говоря, СПТ — это только наименование набора тех или иных активных групповых методов, которое не содержит в себе указания на целевое применение и теоретико-методологическую ориентацию». Отсутствие четкой целевой отнесенности в дефинициях — не отражение принципиальной бесцельности данной формы групповой работы, а свидетельство того, что цели тренинга многообразны и во многом альтернативны (последнее обстоятельство не дает возможности дать синтетическую или компромиссную формулировку). Вывод можно сделать, если обратиться к анализу теоретико-методологических ориентации. Сам Ю. Н. Емельянов выделял три взаимоисключающих подхода, которые он обозначал как дрессуру навыка, осуществление личностных реконструкций и работу по углублению понимания социальных ситуаций.

И. В. Вачков перечисляет 4 подхода к проведению тренинга, обозначаемые им как 4 парадигмы:

Ø тренинг как форма дрессуры, где с помощью позитивного или негативного подкрепления формируются желательные поведенческие паттерны;

Ø тренинг как тренировка, когда происходят формирование и отработка поведенческих навыков и умений;

Ø тренинг как активное обучение, в котором реализуются передача знаний и развитие некоторых навыков и умений;

Ø тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими решения собственных проблем.

Раскол в теоретическом подходе к тренингу

В 80-х годах проявилась тенденция разделять «социально-психологический тренинг» и «тренинг делового общения», который в связи с принятой в то время практикой использования массированной видеообратной связи нередко называли «видеотренинг делового общения», или просто «видеотренинг». При таком разделении целевая направленность и теоретико-методологическая ориентация разных видов группового тренинга просматривалась более отчетливо. Для социально-психологического тренинга в качестве целей выступали обогащение личностного опыта (личностный рост) и психокоррекция. В качестве способа работы — самораскрытие и поиск. В видеотренинге целью было совершенствование умений, а методом — активное обучение и тренировка.

В дальнейшем водораздел между двумя подходами продолжал сохраняться, но названия постоянно менялись. Проводилось разделение специализирующего и универсализирующего тренингов, инструментального и экзистенциального, структурированного и неструктурированного, дидактического и интерактивного и, наконец, компетенциарного и экспериентального. Последняя из названных бинарных оппозиций производна от названий двух современных концепций, определяющих идейные основания существующих тренинговых технологий.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Кормление грудью
Кормление грудью - это не только питание, которое обеспечивает ему начало жизни без болезней, хорошее развитие его сил и ума, но и воспитание любовного, доверительного отношения к родной матери, к другим людям. А в младенце - девочке это ...

Заключение.
Приведенный корреляционный анализ уровня интеллекта супругов и удовлетворенности браком продемонстрировал их значимую отрицательную зависимость. Данным исследованием мы привнесли следующий вклад в психологическую науку: Во-первых, мы за ...

Биоэнергетический анализ Лоуэна
На Лоуэна большое влияние оказал Райх, у которого он был учеником. Биоэнергетика берет свое начало в предложенной Райхом системе оргонотерапии, которой Лоуэн за­нимался в 1945–1953 гг., и непосредст­венно связана с ней. В 1953 г. он стал ...