Виды обратной связи в коммуникации.

Психология » Учебные материалы курса Социальная психология » Виды обратной связи в коммуникации.

Страница 2

Селекция - не объективный процесс. Он опосредован субъективным опытом, интересами, знаниями и т.д.

2. Организация

. Процесс восприятия состоит и в упорядочивании объектов с тем, чтобы придать этому порядку определенный смысл. Примером может служить мелодия среди хаоса звуков или распознавание того или иного значения синонимов. Процесс организации может оказаться довольно сложным, как, например, на следующем рисунке: сколько здесь треугольников?

3. Интерпретация

. Имеется несколько факторов, влияющих на то, как мы понимаем то, что воспринимаем:

* Прошлый опыт.

* Убеждения по поводу того, как люди должны себя вести или ведут себя обычно;

* Ожидания того или иного поведения со стороны других людей.

* Знания о воспринимаемом предмете.

Все эти факторы нередко ведут к искажению восприятия. Чтобы преодолеть эту трудность предлагается прием, называемый "Проверка восприятия". Он состоит в имплицитных или эксплицитных высказываниях, включающих:

* описание информации, полученной по сенсорным каналам;

* возможную интерпретацию информации;

* просьбу о подтверждении интерпретации

Например, сравните:

а) “Почему ты на меня сердишься?”

б)“Когда выходя ты хлопнул дверью, я решил, что ты сердишься на меня. Это действительно так?”

или:

а)”Что с тобой происходит?

б) “Последнее время я редко вижу тебя веселым. Это заставляет меня думать, что ты чем-то озабочен. Я прав или нет?”

Тренировка: сделайте трехступенчатую верификацию следующих ситуаций:

1. Как вам кажется, вы предложили преподавателю ценную идею. Последний безразлично взглянул на вас и сказал, что немедленно подумает об этом. После этого прошло три недели.

2. Обычно дружелюбно настроенный знакомый не здоровается с вами три дня подряд.

Что влияет на процесс межличностного восприятия?

1. Социальные роли.

Универсальность социальных ролей объясняется связью их происхождения с принципами организации общества - генетическим, родственным, профессиональным и т.д. Поэтому каждый человек является носителем целого репертуара ролей:

* дитя, старик, мужчина, женщина - роли, данные нам биологически;

* мать, отец, сын и т.д. - роли, определенные связью (в данном случае родственной) с другими людьми;

* учитель, врач, менеджер - роли, задаваемые содержанием профессиональной деятельности.

Определение того, что такое социальная роль, включает в себя несколько пунктов:

* сущность социальной роли, ее содержание не зависят от индивидуальности человека;

* однако содержание социальной роли рождает определенные требования к ее носителю, которые обусловлены ожиданиями со стороны других людей: “оценка” исполнителя зависит от того, насколько полно он оправдывает эти ожидания;

* исполнение социальной роли связано с индивидуальными психологическими особенностями человека - сущность социальной роли “мать” внеиндивидуально, но нет двух одинаковых матерей.

Влияние социальной роли на межличностное восприятие может заключаться в следующем:

* ожидания со стороны окружающих не четко определены (ролевая неопределенность);

* носитель роли может имеет разные ожидания со стороны тех, с кем вступает в контакт (ролевая перегрузка);

* т.к. у человека всегда больше, чем одна роль, их характеристики могут приходить в противоречие друг с другом (ролевой конфликт).

Задание: продумайте примеры, иллюстрирующие каждый из названных факторов, влияющих на межличностное восприятие.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Феномен агрессивного поведения с точки зрения совремннной психологии.
В науке высказывались разные точки зрения относительно причин возникновения агрессии, её природы и факторов. Самое раннее и, возможно, наиболее известное теоретическое положение, имеющее отношение к агрессии, - это то, согласно которому ...

Монотонная деятельность и типологические особенности
«Монотония– напряжение, вызванное однообразием выполняемых действий, невозможностью переключения внимания, повышенными требованиями, как к концентрации, так и к устойчивости внимания» (3). Состояние монотонности. В процессе деятельности ...

Речь и ее функции
Речь имеет общественно-историческую природу. Люди всегда жили и живут коллективно, в обществе. Общественная жизнь и коллективный труд людей вызывают необходимость постоянно общаться, устанавливать контакт друг с другом, воздействовать дру ...