Виды обратной связи в коммуникации.

Психология » Учебные материалы курса Социальная психология » Виды обратной связи в коммуникации.

Страница 1

Для представителей коммуникативных профессий необходимо правильно использовать различные виды обратной связи. Обратная связь - это вербальный или невербальный сигнал от получателя информации к его источнику, служащий ответом на инициирующее высказывание или поведение. Влияние обратной связи сказывается на том , какая информация

передается,

какие средства используются для ее передачи, как воспринимается сообщение. Поэтому она имеет сигнальную

функцию. С другой стороны, получая обратную связь, мы можем изменить смысл и характер сообщения с тем, чтобы добиться большего взаимопонимания. В этом случае обратная связь имеет корретивную

функцию.

Количество и качество обратной связи влияет не только на процесс непосредственной коммуникации, но и влияет на характер дальнейших взаимоотношений партнеров. Поэтому имеет смысл говорить об обратной связи как условии эффективной коммуникации. Внимание к тому, какой эффект ваша обратная связь имеет на партнера и на вас самих, как она способствует достижению целей коммуникации, является одним из компонентов профессиональной компетентности в общении.

Обратная связь может быть директивной (оценочной) и недирективной (безоценочной).

Директивная обратная связь

основана на выражении собственной позиции и взглядов. Она используется тогда, когда мы хотим, чтобы наша точка зренияоказала влияние на образ мыслей или поведение партнера. Здесь надо помнить о том, что оценка, критика и даже похвала затрудняют самовыражение, приводят в действие механизмы психологической защиты. Непременное условие употребления директивной обратной связи - полное понимание обращенного к вам высказывания и обстоятельств, в которых оно сделано. Оценочное высказывание (если оно необходимо) следует сделать по возможности неопределенным, звучащим как выражение вашей собственной системы взглядов или ценностей, не приговор. Целесообразно при этом указать причины, которые привели вас к тому или иному оценочному выводу.

Цель недирективной обратной связи

- создать у партнера ощущение психологического комфорта, дать ему возможность свободно продолжать высказывать свои мысли. Безоценочность обратной связи достигается отсутствием в ней мнений или взглядов, особенно выраженных в категоричной форме. Безоценочная обратная связь применяется по крайней мере в двух случаях: 1) если мы хотим узнать больше, получить нужную информацию; 2) если хотим дат возможность партнеру обдумать ситуацию, высказать собственную идею или решение.

В первом случае средствами обратной связи являются соответствующим образом сформулированные вопросы и невербальные сигналы, демонстрирующие заинтересованнойть. В этих же случаях целесообразно прибегать к парафразированию, воспроизведению смысла выражаемого собеседником (подробно об этом см. в разделе “Психологическое консультирование”).

Безоценочная обратная связь ведет к созданию атмосферы психологической поддержки, делает общение более открытым. Она используется и как “разведка” состояния партнера, и как средство помочь ему справиться с его раздражением, неуверенностью и т.п.

Восприятие и познание людьми друг друга подчиняется общим законам восприятия - одного из важных познавательных процессов. Процесс восприятия позволяет нам упорядочивать, структурировать мир вокруг нас, иными словами, придавать ему то или иное значение. Поэтому следует начать с указания на уровни структурирования мира.

1. Селекция.Процесс восприятия начинается с выбора объекта, на который стоит обратить внимание. Имеется несколько факторов, влияющих на этот выбор:

* более интенсивные стимулы легче привлекают внимание

;

* повторяющиеся стимулы привлекают внимание; повторяющиеся стимулы привлекают внимание; повторяющиеся стимулы привлекают внимание; повторяющиеся стимулы привлекают внимание;

*КОНТРАСТНЫЕ и/или изменяющиеся СТИмулы легче привлекают внимание.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Внутрисемейные отношения как ведущий фактор возникновения и развития сложной педагогической ситуации в процессе семейного воспитания.
В данном разделе мы обратимся к рассмотрению ведущего фактора возникновения и развития сложной педагогической ситуации в семье – внутрисемейным отношениям. Семья, как определенная общность, выступает как конкретная система связи и взаимоо ...

Некоторые психологические аспекты специфики общения в Интернете.
Б олее конкретно, можно выделить следующие проблемы. Во-первых, соотношения "виртуального Я" (т. е. "Я", которое человек использует в телекоммуникации) с реальным и идеальным "Я" этого же человека. По данным, ...

Развитие дошкольника
В период от 3-х до 6—7 лет у ребенка продолжается быстрое раз­витие мышления, формируются представления об окружающем мире, понимание самого себя и своего места в жизни, складывается самооценка. Основная его деятельность — игра. Постепенн ...