Факторы и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте.

Психология » Соотношение особенностей общения и тревожности у детей подросткового возраста » Факторы и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте.

Страница 1

Все исследователи психологии подросткового возраста, так или иначе, сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками. Отношение с товарищами находится в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. В основе снижения успеваемости, изменения поведения, возникновение аффективного напряжения лежит нарушение отношений подростка со сверстниками, родителями, учителями. Причиной нарушения социальных связей с окружающими, взрослыми и сверстниками нередко выступает тревожность подростка – нейротизм. Тревожность – индивидуальная психологическая особенность состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, общественные характеристики которых к этому не располагают.\41\. Клавиатуры калининград фото игровая клавиатура.

Это один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия травмы, у многих групп с отклоняющимся поведением. В целом тревожность является проявлением субъективного неблагополучия личности. Современные исследования тревожности направлены на различение ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной, являющейся стабильным свойством личности, а так же на разработку методов анализа тревожности как результата взаимодействий и ее окружения.\48\.

Под личной тревожностью понимается индивидуальная черта личности человека, отражающая его предрасположенность к эмоционально отрицательным реакциям на различные жизненные ситуации, несущие угрозу для его Я (самооценки, уровня притязаний, отношения к себе и т.п.). Личностная тревожность – это стабильная склонность человека реагировать на подобные социальные ситуации повышением тревоги и беспокойства. Ситуационная тревожность определяется как временное, устойчивое только в определенных жизненных ситуациях и, как, не возникающее в других ситуациях. Это состояние возникает как привычная поведенческая реакция на подобного рода ситуации. Она проявляется в затруднениях принятия решений, в сомнениях относительно верности своих планов, и поступков и отношений к людям. У каждого конкретного человека личностная и ситуационная тревожность развиты в различной степени.

Тревога - эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. В отличии от страха как реакции, на конкретную угрозу, тревожность представляет собой генерализированный диффузный или беспредметный страх. Она часто бывает обусловлена неосознанностью источника опасности. Тревожность не только предупреждает субъекта о возможной опасности, но и побуждает к поиску и конкретизации этой опасности, к активному исследованию окружающей действительности с установкой определить угрожающий предмет. Она может и проявляться как ощущение беспомощности, неуверенности в себе, бессилия перед внешними факторами… преувеличение их могущества и угрожающего характера. Поведенческие проявления тревоги заключаются в общей дезорганизации деятельности, нарушающему ее направленность и продуктивность. Тревога как механизм развития неврозов, формирующихся на основе внутренних противоречий в развитии и строении психики человека, (например из-за завышенного уровня притязаний, недостаточной нравственной обусловленности мотивов и т. д.) может привести к неадекватному убеждению о существовании для личности угрозы со стороны других людей, собственного тела, собственных действий.

Результаты изучения тревожности зарубежными исследователями во многом совпадают с выводами отечественной психологии. Так, Х.Хекхаузен приводит следующее соображения Спилберга:\51\ «…состояние тревожности (Т-состояние) характеризуется объективными сознательно воспринятыми ощущениями угрозы или напряжения, сопровождаемыми или связанными с активацией автономной нервной системы». Тревожность как черта личности ( Т-свойство) по видимому означает мотив или, приобретенную человеческую диспозицию, которая предрасполагает индивида к восприятию широкого круга объективных безопасных обстоятельств, как содержащих угрозу, побуждая реагировать на них Т-состояниями, интенсивность которых не соответствует величине объективной безопасности.\51\.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Развитие творческого воображения.
Вторым направлением формирования творческих способностей дошко­льников развитие воображения. Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жиз­нен­ного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новы ...

Этический свод законов компании в профессиональной сфере
Если ваше решение законно и соответствует контрактным соглашениям и политике компании, то следующим шагом будет обращение к этическому кодексу вашей компании или профессиональной сферы. Этот письменный документ суммирует нормы этического ...

Пренатальный период.
Когнитивное развитие. Рассматривается развитие чувствительности, двигательной системы, развитие мозга.Организм матери рассматривается как стимульная среда, обеспечивающая развитие мозговых структур и первоначальной интегративности когни ...