Изучение темперамента и личности школьника

Психология » Психолого-педагогическая характеристика учащегося 8 класса » Изучение темперамента и личности школьника

Страница 1

В процессе решения поставленных задач использовался комплекс методик, направленных на изучение личности школьников 8-9 класса. С их помощью были изучены различные уровни интегральной индивидуальности учащихся 8-9 классов.

Опросник, задачей которого является изучение темперамента школьника, содержит 60 вопросов. Необходимо отметить, что это иногда вызывало некоторые затруднения у испытуемых, т.к. большой объем данного опросника вызывал утомление и иногда потерю внимания. Однако, как отмечали сами учащиеся, варианты ответов «да/нет» были удобнее и несколько упрощали задачу ответов на вопросы. В ходу обработки результатов теста было выяснено, что Сергей по темпераменту является сангвиником.

Изучение личности школьника – это сложный и трудоемкий процесс в силу неадекватности, неоднородности и разносторонности изучаемого явления. Ряд сложностей представляет в некотором плане неоднозначность личности испытуемого, вызванная незаконченным процессом формирования личности, а точнее началом этого длительного и трудного процесса. Надо учесть, что личность формируется практически на протяжении всей жизни, однако основы характера, а также основные личностные характеристики закладываются именно в возрасте примерно 14 лет. Именно поэтому глубокое изучение личности подростка в предлагаемом возрасте особенно важно.

Говоря о результатах исследования, важно учесть, что Сергей в коллективе класса не является аутсайдером, но при этом его суждения не являются наиболее авторитетными для сверстников. Он, скорее является типичным представителем немногочисленной группы, отношение одноклассников к которой нельзя назвать негативным, оно лояльно и даже во многих вопросах является положительным. Успеваемость Сергея нельзя охарактеризовать как отличную. Среди его оценок преобладают хорошие отметки по естественно-научным дисциплинам (алгебра, геометрия, химия, биология), по гуманитарным же дисциплинам оценки колеблются между «хорошо» и «удовлетворительно». Это позволяет сделать вывод о естественно-научных наклонностях Сергея, однако трудно сказать, будут ли впоследствии его интересы определяющими в выборе будущей профессии, т.к. его заинтересованность в учебной, а следовательно и научной деятельности нельзя охарактеризовать как повышенную. Возможно, это связано в уровнем его кругозора и начитанности – он средний относительно сравнения с кругозором его одноклассников, чья заинтересованность в учебе более высокая.

Однако, есть сферы знаний, которыми Сергей интересуется и в них, возможно, в силу его повышенной заинтересованности в получении знаний в данной сфере, уровень его знаний высокий. Например, ему интересны военные вертолеты – как российского, так и западно-европейского происхождения. В умении выразить свою мысль у Сергея преобладает письменная форма. Важно отметить, что испытуемый чувствительно относится к похвале – заслуженная похвала для него может стать серьезным положительным стимулом к активизации деятельности.

Если же обратиться непосредственно к анализу данных теста, мы увидим, что испытуемый среди положительных качеств:

ü Аккуратность;

ü Вдумчивость;

ü Восприимчивость;

ü Жизнерадостность;

ü Заботливость;

ü Искренность;

ü Мстительность;

ü Обаяние;

ü Осторожность;

ü Отзывчивость;

ü Педантичность;

ü Подвижность;

ü Принципиальность;

ü Рассудительность;

ü Решительность;

ü Самоотверженность;

ü Сдержанность;

ü Сообразительность;

ü Терпеливость;

ü Увлеченность;

ü Упорство;

ü Энтузиазм.

Испытуемый выделил такие черты как аккуратность, отзывчивость, обаяние, осторожность, искренность и заботливость. Сюда же он отнес упорство, принципиальность, жизнерадостность. Среди отрицательных качеств:

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Психоаналитический взгляд на проблему
Традиционная психоаналитическая точка зрения – страх переживается только при наличии реальной угрозы. По З. Фрейду, любая ситуация опасности включает потерю любви или объекта любви. Рождение является прототипом ощущения опасности (Фрейд, ...

История учения темперамента
Слово "темперамент" в переводе с латинского обозначает "надлежащее соотношение частей", равное ему по значению греческое слово "красис" ввел древнегреческий врач Гиппократ(5-4 вв. до н. э.). Под темпераментом ...

Виртуальные романы.
Если "виртуальная дружба", по сути, мало чем отличается от приязненных отношений в реальной жизни, то "виртуальная любовь" - более самобытное и интересное явление, не случайно "виртуальные романы" вызывают пр ...