Соотношение особенностей общения и тревожности у детей подросткового возраста

Психология » Соотношение особенностей общения и тревожности у детей подросткового возраста

. В настоящее время, когда идут масштабные перемены и быстрые процессы социально-экономических и политических изменений в обществе, труднее всего приходится подросткам с их еще не устоявшимися мировоззрением, подвижной системой ценностей. Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Чаще всего трудности подросткового возраста связывают с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений. В подростковом возрасте могут впервые возникать или заметно обостряться разного рода патологические реакции, связанные с развитием психических заболеваний или затруднениями процесса формирования личности.

В решении сложных и многогранных задач воспитания личности значительная роль принадлежит изучению умения личности общаться, которая в зависимости от ее психологических особенностей может стимулировать, а может подавлять активность личности, способствовать ее нравственному росту или тормозить его.

Постановкой и разработкой проблемы общения занималось много различных авторов.

Впервые в отечественной психологии вопрос о роли общения как факторе психического развития человека поднимает В.М. Бехтерев.

Л.С. Выготский, рассматривая психические функции, отводит общению значительное место и выделяет его как фактор психического развития, условие его саморегуляции. Общение, по Л.С. Выготскому, - это процесс, основанный на разумном понимании и намеренной передаче мыслей и переживаний, требующих известной системы средств.

В трудах Б.Г. Ананьева общение выступает как одна из форм жизнедеятельности, условие социальной детерминации развития личности, формирование психики человека.

В.Н. Мясищев подчеркивал избирательность, активность, положительный и отрицательный характер отношений, складывающихся в процессе общения. Описал способы и формы общения.

Роль общения, как средства приобщения личности к теории и практике общественного опыта, как условие развития мышления выделил А.Н. Леонтьев. Он также рассматривал общение как отдельную сторону деятельности. Общение включено в любую деятельность - есть ее неотъемлемый элемент.

В основе понимания общения лежит концепция деятельности, развиваемая Д.Б. Элькониным и А.В. Запорожцем. В толкование общения на передний план они выдвигают его содержательную сторону, они ставят в центр внимания анализ потребностно-мотивационных аспектов. Д.Б. Эльконин рассматривал развитие общения в различных возрастных периодах.

Подход к общению, как к деятельности, имеет, по мнению, М.И. Лисиной, ряд преимуществ по сравнению с рассматриванием его как особого рода поведения или совокупности условных реакций человека на сигналы, поступающие от другого лица. Важное преимущество подхода к общению как к деятельности в том, что он позволяет соотнести общение с другими видами деятельности человека, понять место общения в их системе и, в конечном счете, определить связь общения с общей жизнедеятельностью индивида.

Г.М. Андреева, рассматривая общение с точки зрения социальной психологии, выделяет три взаимосвязанные стороны – коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

Идея опосредованности системы отношений человека к бытию, его отношениями с другими людьми получает философско-теоретическое обоснование в трудах С.Л. Рубинштейна.

Исследование общения ведется как в практических, так и теоретических направлениях. Разработкой проблемы общения занимались и ряд других психологов, таких как А.А. Бодалев, М.М. Рыбакова, А.В.Мудрик, Л.М. Фридман, М.Ю. Кулагина, Р,С. Немов, Л.А. Петровская, В.А. Кан-калик, А.С. Прутченков и многие другие. Проблема психологических особенностей общения у подростков приобретает особую актуальность в связи с выявлением условий эффективного управления взаимодействием подростка со сверстниками, родителями, педагогами, которое предполагает знание возрастных и психологических представлений о развитии подростка.

Теоретическое значение дипломной работы определяется тем, что результаты и выводы дипломного исследования об особенностях общения как сложного межличностного отношения представляет собой определенный материал для теоретических обобщений и дальнейшего более глубокого изучения общих закономерностей.

Практическая ценность работы определяется тем, что на основании результатов исследования психологических особенностей общения подростков сформированы выводы и рекомендации, позволяющие в определенной мере способствовать процессу формирования и ее влияния на характер нравственного воспитания, превратить в педагогически управляемый процесс.

Результаты исследования позволяют понять характер связи между способностью общаться и степенью тревожности подростков, что позволит классным руководителям лучше ориентироваться в выборе мер педагогического воздействия при формировании коммуникативных способностей у подростков.

Наряду с этим, использование в исследовании методики изучения подростковой тревожности и коммуникативных способностей в той или иной модификации могут успешно использовать педагоги в целях изучения взаимоотношений подростков со сверстниками, для изучения возникающих у подростков трудностей в общении и управления процессом их формирования.

Гипотеза исследования состоит в том, что уровни коммуникативных способностей подростков зависят от ряда определенных свойств личности, в том числе и тревожности. Гипотеза строилась на том, что в подростковом возрасте происходят качественные изменения общения по сравнению с детьми младшего школьного возраста, а также усиливается потребность в общении в целом.

Целью исследования является определение соотношения коммуникативных способностей и личностной тревожности у детей подросткового возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать научно-психологическую литературу по проблемам общения в подростковом возрасте.

2. Выделить и изучить психологические особенности общения подростков.

3. Выявить степень тревожности и коммуникативных способностей у детей подросткового возраста.

4. Определить взаимосвязь между коммуникативными способностями и уровнем тревожности.

5. Проанализировать и обобщить результаты эмпирического исследования.

6. Подобрать практический и психологический материал для построения модели программы коррекции коммуникативных особенностей и тревожности у детей подросткового возраста.

Объектом исследования является особенности общения детей подросткового возраста.

Предметом исследования выступает соотношение личностной тревожности с особенностями общения у детей подростков.

Другие статьи:

Модели, идеи и концепции экспериентального подхода
Идейный багаж экспериентального подхода составляют концепция экспериентального обучения Д. Колба, Х. Икехара, новая парадигма обучения на рабочем месте В. Дж. Марсик, теория обучения действием Р. Риванса, концепция самообучающейся органи ...

Руководство и лидерство
Специфика понятий лидерства в социальной психологии хорошо видна при анализе и сравнении двух феноменов - лидерства и руководства. Под лидерством ученые, исследовавшие этот вопрос обычно имели в виду характеристику психологических отноше ...

Стресс, способы его преодоления и предотвращения
На пороге XXI в. человечество активно осваивает Мировой океан, полярные области планеты, горы, нередко сталкиваясь с воздействием экстремальных условий жизнедеятельности, т.е. со стрессом. Известно, что при этом резко возрастают как психо ...