Запечатление, сохранение и переработка информации.

Психология » Судебная психология » Запечатление, сохранение и переработка информации.

Страница 1

Среди явлений, характерных для следующего этапа прохожде­ния информации, главная роль принадлежит памяти свидетеля, его способности удерживать в сознании воспринятый материал. Уже при переходе воспринятого образа в представление он подвергается определенной переработке. Эта переработка выражается в отбо­ре материала, в выделении и обобщении главного, при внесении фантазией элементов из прошлого опыта, утрате части воспринятого. На формирование представле­ния влияют интерес свидетеля к тем или иным сторонам происхо­дящего, понимание им ситуации, объем и направленность внимания. Запоминание может быть преднамеренным и непроизвольным. Преднамеренное запоминание встречается в следствен­ной и судебной практике, когда свидетель, понимая значение проис­ходящего, предвидит возможность будущего допроса и сознательно стремится сохранить в памяти определенное событие. Показания таких свидетелей зачастую отличаются точностью и полнотой.

Но большей частью следователю приходится иметь дело со сви­детелями, непроизвольно запомнившими факты. Непроизволь­ное запоминание отнюдь не обязательно должно быть неполно и неточно. Многочисленные исследования показали, что оно способно давать обильный и достоверный материал для свидетельских по­казаний, а при активной, содержательной и осмысленной деятель­ности свидетеля может быть даже надежнее произвольного.

Наилучшие условия для непроизвольного запоминания созда­ются при непосредственном участии, свидетеля в исследуемом собы­тии, выполнении им определенных действий с. теми или иными ли­цами, предметами или документами.

Сознательность, осмысленность деятельности, свидетеля повы­шает качество запоминания, а стереотипность, автоматизм, импуль­сивность снижают его. Трудно, например, ожидать, чтобы в памяти курильщика сохранились ничем не примечательные обстоятельства того, как им была погашена папироса, хотя это и может иметь серьезное значение для дела. Отклонения же от принятого порядка, необычность положения, возникновение каких-либо препятствий, вынуждающих свидетеля действовать непривычным образом, все­гда лучше удерживаются в памяти.

Прочность запечатления значительно возрастает при словесном оформлении воспринятого и мыслей о нем, особенно, если свиде­тель делился ими с окружающими.

Своеобразно действует на запоминание повторяемость восприя­тии. Утверждение о том, что повторение способствует сохранению в памяти воспринятого, правильное в отношении усвоения учебного материала, оказывается неточным, когда речь идет о материале по­казаний свидетелей.

Исследованиями психологов установлено, что не меха­ническая повторяемость явлений, а значимость их Для восприни­мающего служит основой точного запоминания. Обыденность про­исходящего глушит интерес свидетеля, мешает подметить и запом­нить даже то, что было в данном случае необычным. Поэтому пер­вое соприкосновение с предметом или явлением, пробуждающее у свидетеля определенный интерес, как правило, бывает наиболее продуктивным. Повторение же восприятии может иметь положи­тельное значение лишь, если свидетель усматривает каждый раз что-то новое или в результате специального усилия мысли узнает ранее воспринимавшееся, постигает его связь с иными явлениями, наблюдавшимися в прошлом.

Таким образом, сам процесс накопления информации способ­ствует запечатлению отдельных ее элементов в памяти.

Надо иметь в виду, что на процессы памяти, особенно на непро­извольное запоминание, влияют эмоции свидетеля.

То, что затрагивает не только ум, но и чувства, заставляет мысль постоянно возвращаться к пережитому, способствует закреплению воспоминаний. Однако бурно переживаемые события могут оказать отрицательное влияние на восприятия и препятствовать сохранению их в памяти. Так, иногда потерпевший в состоянии сильного испуга утрачивает способность запомнить, что с ним произошло.

На сохранении воспринятого в памяти сказываются и многие другие обстоятельства Воспоминания бледнеют, стираются и вовсе утрачиваются под влиянием напряженной умственной работы, боль­шого количества интересных событий и обилия новых восприятии. Когда их материал сходен или связан с расследуемым событием, возникает опасность смешения восприятии, подмены части инфор­мации, полученной из одного источника, сведениями,, почерпнутыми иным путем (беседы с другими свидетелями, слухи, сообщения прессы и т. п.)

С течением времени опасность утраты или искажения имеющей­ся информации, естественно, возрастает, поэтому вопрос о сравни­тельной ценности немедленного и отсроченного воспроизведения постоянно привлекал к себе внимание исследователей. Попытки определить оптимальные условия для исчисления сроков наиболее эффективного допроса оказались несостоятельными'. По общему правилу промедление с допросом свидетелей нежелательно: чем меньше время, отделяющее показания от фактов, которые в них освещаются, тем менее вероятны ошибки.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Влияние социальной среды на одаренность.
1. Результаты разных исследователей, рассматривающих влияние социальной среды (социально-экономические отношения, материальное обеспечение, социально-бытовые условия и т.д.) на одаренность не однозначно. Но, возможно сделать следующие выв ...

Контакты в ходе совместных действий.
Контакты в ходе совместных действий к началу этапа становления речи также составляют значительную часть социального опыта ребенка. Практическое сотрудничество со взрослым в условиях, когда старшие организуют деятельность детей, помогают е ...

Второй и третий годы жизни.
· Когнитивное развитие. Рассматривается в рамках развития сенсомоторного интеллекта, предметных действий разной степени сложности, оосвоения культурных способов овладения предметами и развития речи. Роль взрослого состоит в предоставлени ...