Философы и мудрецы, работавшие в направлении психологии.

Психология » Становление и сущность психоаналитики » Философы и мудрецы, работавшие в направлении психологии.

Страница 2

не

был врачом, он обратил внимание на

исключительное зна­чение психического состояния и задался вопросом: «Поче­му для лечения и ухода за телом создано целое искусство . тогда как необходимость искусства, призванного заботить­ся о душе, всерьез не воспринималась . Эта проблема даже не изучалась». Цицерон выдвинул смелую идею о том, что физическое здоровье может находиться под влиянием эмоциональных проявлений. Таким образом, он по праву может быть назван первым психосоматологом. Он возра­жал против концепции Гиппократа, считавшего наличие черной желчи причиной меланхолии, придавая куда боль­шее значение психологическим причинам. «То, что мы на­зываем волнением, они называют меланхолией, как будто причина состоит только в черной желчи, а не в нарушении покоя, как это часто наблюдается при сильном гневе, стра­хе или горе».

Он определил два основных параметра, необходимых для выявления сходства и различий между болезнями те­лесными и психическими, «При сем разум и тело очень не­одинаковы; хотя разум, так же как и тело, может быть поражен болезнью при видимости полного здоровья, болезнь тела не обязательно приводит в ошибкам в поведении, а болезнь разума — обязательно. Вследствие нарушений и изменений в мыслях происходит пренебрежение здравым смыслом, следовательно, подобные расстройства наблюдаются только у людей; звери, хотя и действуют так, как будто у них есть разум, не подвержены подобным расстройствам».

Эта мысль является основополагающей в современной психотерапии, ибо, когда человек воспринимает и понима­ет психологические первоисточники своих психических на­рушений, он становится способным изменить обстоятельства, которые привели его к затруднениям. В своей работе «Тускуланские беседы» Цицерон говорит: «Способы лече­ния тоски и других расстройств зависят от укоренившегося взгляда на них; мы предпочитаем их, так как они нам ка­жутся самыми правильными. Философия берет на себя за­дачу уничтожить этот грех как корень всех наших бед». В настоящее время мы на практике обращаемся за помощью не к философии, а к психотерапии.

Соран

Соран был самым просвещенным врачом своего време­ни в своих подходах к пониманию душевных болезней. Он отказался лечить их грубыми методами. «Помещение, в ко­тором должен находиться больной, должно быть освещен­ным, — писал он, — причем окна должны быть располо­жены высоко, так как больные при этой болезни, остав­шись без надзора, под влиянием

их сумасшествия часто выбрасываются из окон». Должен ли пациент находиться в теплой

или холодной комнате, зависит от того, где он чувствует себя наиболее удобно. Со времен Сорана ограни­чения для возбужденных больных стали применяться в тех случаях, когда больные становились действительно опасны и могли причинить ущерб самим себе. Какие бы ограниче­ния ни применялись, они должны быть гуманными.

Соран не сомневался в том, что психические болезни возникают из-за нарушений в организме, но смягчал эту органическую точку зрения недогматическими и практи­чески целесообразными процедурами, назначение кото­рых способно было облегчить душевные муки психически больных. Он высоко ценил практические выво­ды при индивидуальном наблюдении пациента, а теорию полагал вторичной по отношению к практике. Один из Замечательных уроков, оставленных Сораном последую­щим поколениям психиатров, состоит в том, что, несмот­ря на описание психических болезней в терминах меха­нистического органического подхода, лечил он душевно­больных психологическими средствами.

Святой Августин (354—430 н.э.)

Аврелий Августин, известный как Св. Августин, родился в городе Тагаст (Нумидия, Северная Африка). Как священно служитель Августин занимал непримиримую позицию по отношению к еретикам, был нетерпим к тем кто считал основой счастья саму человеческую природу. Августин считал человека столь слабым и порочным, что признавал его спасение только через посредство Божьей Милости. Эта позиция, безусловно, сформировалась в результате собственной внутренней борьбы с мирскими страстями, которые он преодолел, отказавшись от них полностью и посвятив себя исключительно Божественному. Августин был блестящим полемистом, но часто он достигал успеха за счет того, что свои собственные внутренние конфликты и борьбу собственной греховностью он экстраполировал на других; выступая против своих оппонентов, он сражался с частью своего собственного существа.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Общее понятие о конфликте
Недостатка в различных определениях конфликта нет. Мы приведем несколько из них, каждое из которых раскрывает и подчеркивает ту или иную сторону этого динамического группового процесса: * Конфликт обычно рассматривается как состояние не ...

Очерк о жизни Ольги Ивановны Скороходовой (1911-1982)
Слепоглухая ОльгаИвановна Скороходова публично будет отстаивать свое право стать в один ряд с учеными нашей страны. Спокойным, ровным голосом говорит Скороходовао своей работе, которая представлена на соискание ученой степени кандидата ...

Исследование уровня рефлексии и самосознания здорових и подростков с ограниченными возможностями
Традиционным и наиболее адекватным методом для изучения самосознания здоровых подростков и подростков с ограниченными возможностями является методика «Личностный дифференциал» (см.прилож.7,8). По методике проведен сравнительный анализ пок ...