Платон (427-347 до н.э.)
Многое в философии Платона восходит к Пифагору. Мир Платона построен из психологических сущностей-идей, но его психология почти полностью умозрительна, спекулятивная. Его идеи были «абстракциями». Однако он дал много полезных психиатрии идей, более того, можно сказать Платон определил ориентир дальнейшего развития психологии.
Размышления Платона о теле и его отношениях с миром разума, желаний и чувств содержат удивительное интуитивное предвидение позднейших научных взглядов. Он понял, что жизнь является динамическим равновесием. Тело постоянно созидает новые вещества и освобождается от отходов; жизнь являет собой процесс непрерывного ритма угасания и регенерации наподобие дыхательного ритма. По Платону, состояние тела отражает состояние души. Все тело в целом управляется рациональной душой. Основная идея заключалась в том, что в нижних частях тела психологические и физиологические процессы изначально хаотичны и неуправляемы и они получают свою организацию и управление от высших функций разума. Здесь невозможно не вспомнить фрейдовскую концепцию хаотического «ид», которое постепенно становится все более и более организованным под влиянием «эго».
В своей «Республике» Платон предвосхитил теорию сновидений Фрейда. Во сне душа обращается к внешним и внутренним влияниям, но желания, которые обычно не определились в состоянии бодрствования, выражаются во сне. Важнейшее различие между фрейдовской я платоновской теориями сновидений состоит в том, что платоновская теория была гениальным интуитивным постулатом, в то время как Фрейд изобрел специальную методику, с помощью которой могут быть реконструированы подавленные подсознательные чувства, выраженные в сновидениях, с тем чтобы перенести их в сферу сознательного.
Самый значительный вклад Платона в медицину состоит в том, что он рассматривал психологические феномены как общие реакции всего организма, как отражение его внутреннего состояния. Конфликт между дезорганизованными
нижними (низменными) побуждениями и высшими организующими функциями разума является основой платоновской психологии.
Рационализм Платона дал новое направление в изучении психологических, этических и социальных феноменов — направление столь же революционное, как и тот рациональный метод изучения окружающего мира, который обосновали философы школы элеатов. Эта школа вытеснила мистическое демонологическое объяснение явлений природы, Платон проделал то же самое применительно к психологии. Хотя эти теории и не вошли непосредственно в современные наши знания о мире и о себе, они много сделали для подготовки интеллектуальной почвы для методических последовательных исследований, которые начались через две сотни лет.
Аристотель (384—322 до н.э.)
Блестящие и едва ли не самые исключительные изыскания Аристотеля из Стагира привели к значительному продвижению в философии и науке в целом. Его просто удивительная точность наблюдений и безошибочность классификаций повлияли на решение многих вопросов, как научных, так и ненаучных, включая и психологию человека.
Определенным вкладом Аристотеля можно считать описание им содержания сознания. Он различал следующие феномены: ощущение, способность к волевому напряжению и чувство.
К чувствам он относил желание, гнев, страх, смелость, зависть, радость, ненависть и жалость. Описание этих аффективных состояний столь же точны, как современные, если не сравнивать их с описаниями Спинозы, которые в некотором отношении более обстоятельны, чем у современных авторов.
Цицерон (106—43 до н.э.)
Два наиболее значительных открытия в области психиатрии были сделаны философом Цицероном и врачом Сораном, последователем методической школы. Цицерон сочетая в себе достоинства римского прагматизма с выдающейся ясностью мысли и непревзойденной способностью проникать в самую сущность проблемы, высказался по некоторым медицинским вопросам в свойственной ему безупречно отточенной манере. Несмотря на то что — или скорее потому, что — он
Другие статьи:
Понятие трудовой адаптации.
Понятие «адаптация»
(от лат. «adapto» - приспособляю) заимствовано из биологии и означает приспособление, приноровление к окружающей среде. Трудовая адаптация
– это социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, в которо ...
Особенности поведения подростков
А. Специфицески-подростковые поведенческие реакции.
Подростковому периоду свойственны определенные поведенческие модели и психологические особенности, а так же реакции на воздействия окружающей социальной среды, Их описала Личко А.Е. в к ...
Соглашение о картине окружающей действительности.
Как говорилось выше, все человеческие существа поддерживают единую, не вызывающую сомнений, картину окружающей действительности. Несмотря на некоторые географические, социально-культурные, религиозные и политические отличия в жизни людей, ...
Разделы