Философы и мудрецы, работавшие в направлении психологии.

Психология » Становление и сущность психоаналитики » Философы и мудрецы, работавшие в направлении психологии.

Страница 4

Пинель считал, что в основе психического расстройства возможно, лежит повреждение центральной нервной системы, поскольку он следовал традиционным воззрениям физической причине психических заболеваний. Более то­го он считал психическое заболевание природным явлени­ем. которое следует изучать в соответствии принципами естественных наук — сначала наблюдение, затем система­тическое изложение всех данных. Пинель был убежден, что психическое расстройство не есть нечто привнесенное больному извне, но результат наследственности и жизнен­ных переживаний. Пинель считал, что не только наследст­венность, но и неправильное воспитание может привести к умственному нарушению, равно как и нестерпимые страсти, страх, тревога, печаль, ненависть, радость и восторг. Пинель отдавал должное тем медикам прошлого, которые следовали психологическому подходу. В особенности ценил Цельсия, Аретея и Целия Аврелиана за то, что Признавали значение взаимоотношений врача и больного, а также за

их способность завоевать доверие пациента.

Густав Теодор Фехнер (1801 — 1887)

Первым из пси­хологов попытался решить фундаментальную проблему от­ношений между внешними физическими стимулами и от­ветными субъективными реакциями — оптическими, аку­стическими и тактильными. Работа Фехнера находилась в русле ранее сделанного Эрнстом Вебером (1795 — 1878). Психофизический закон Вебера — Фехнера устанавлива­ет, что интенсивность субъективных ощущений соответст­вует логаритму корреспондированного физического стиму­ла. Однако главное историческое значение Фехнера не в создании этого закона, а в открытии экспериментального метода изучения психологического феномена, что раньше казалось невероятным. Своими психофизическими экспе­риментами он фактически превратил психологию в настоя­щую науку, явившись ее основателем.

В своих метафизических космологических предположениях Фехнер все еще продукт романтической эры. В своей метафизике он более ясен и постоянен, чем его предшественники. Для него Вселенная есть космическое единство, разделение на органическое и неорганическое весьма условно. Гармония есть сущность жизни; и гармония пронизывает всю Вселенную, организованную по единым законам. Вместо того чтобы пытаться объяснять происхождение органической материи из неорганической, как это традиционно делалось, он утверждает, что неорганическая материя может рассматриваться как результат дезорганизации органических систем. Психологические процессы характеризуют высшую форму организаций материи. Выделяя принцип организации как основное свойство жизни, он тем самым предвосхитил принцип гомеостаза, выра­женный Клодом Бернаром.

Экспериментальный подход Фехнера настолько вдохно­вил ряд физиологов и психологов, что развилось целое но­вое направление — физиологическая психология.

Рудольф Герман Лотце (1817 — 1881)

Вероятно наиболее влиятельный философ и психолог своего времени, раз­бил общий процесс восприятия на три ступени: первая — физическое раздражение органа чувств, вторая — продвижение этого импульса к высшим отделам головного мозга и наконец, третья — субъективное ощущение света, цвета, запаха, прикосновения, звука. Каким образом физиологи­ческий процесс в мозговых центрах трансформируется в эти объективные ощущения, оставалось неясным. Интересы Лотце в основном касались чисто психологических явлений — Побуждения, желания, волевого усилия, памяти, — и он очень жестко отделял их от физиологических и физических проявлений.

Страницы: 1 2 3 4 

Другие статьи: