Развитие дошкольника

Страница 2

К концу дошкольного периода у детей появляются зачатки про­извольного, активного внимания, связанного с сознательно постав­ленной целью, с волевым усилием. Произвольное и непроизволь­ное внимание чередуется, переходит одно в другое. Слабо развиты у детей такие свойства внимания, как распределение и переклю­чение. Отсюда — большая неусидчивость, отвлекаемость, рассеян­ность.

Ребенок дошкольного возраста уже многое знает и может. Но не следует переоценивать его умственные возможности, умиляясь, как бойко он произносит замысловатые выражения. Логическая форма мышления ему почти недоступна, точнее еще не характерна для не­го. Высшие формы наглядно-образного мышления являются итогом интеллектуального развития дошкольника.

Большую роль в умственном развитии ребенка играют матема­тические представления. В последние десятилетия мировая педаго­гика, разрешая вопросы обучения детей шестилетнего возраста, об­стоятельно изучила многие аспекты формирования логических, ма­тематических и вообще абстрактных представлений. Оказалось, что для верного их понимания детский ум еще не созрел, хотя при пра­вильно выбранных методах обучения ему доступны многие формы абстрактной деятельности. Существуют так называемые «барьеры» понимания, над изучением которых много трудился известный швейцарский психолог Ж. Пиаже. В игре дети способны без всяко­го обучения усвоить понятия о форме предметов, величине, количес­тве. Но без специального педагогического руководства им трудно перешагнуть через «барьеры» понимания отношений. Например, де­ти не могут сообразить, где больше по величине, а где больше по количеству. На двух листочках нарисованы груши. На одном семь груш, но они очень маленькие и занимают только половину листочка. А на другом — три груши, но они большие и занимают весь листок. На вопрос — где больше груш? — большинство детей дает непра­вильный ответ, указывая на листок с тремя грушами. Этот простой пример обнажает принципиальные возможности мышления. Детей дошкольного возраста можно выучить даже очень трудным и сложным вещам (например, интегральному исчислению), только по­нимать они мало что будут. Народная педагогика, конечно, знала «барьеры Пиаже» и придерживалась мудрого решения: пока молодой — пусть запоминает, а подрастет — поймет. Вовсе не обязатель­но тратить огромные усилия, чтобы хоть как-то прояснить в этом возрасте то, что само собой придет со временем. Искусственное фор­сирование темпов развития ничего, кроме вреда, не дает.

К моменту поступления в школу мотивационная сфера ребенка претерпевает серьезные изменения. Если трехлетний малыш действует большей частью под влиянием ситуативных чувств и жела­ний, то поступки пяти-шести летнего ребенка более осознанны. В этом возрасте он уже движим такими мотивами, которых у него еще не было в раннем детстве. Они связаны с интересом детей к ми­ру взрослых, со стремлением быть похожими на них. Немаловажную роль играет стремление получить одобрение родителей, воспитате­лей, а также завоевать симпатию сверстников. Мотивом деятельно­сти многих детей выступают личные достижения, самолюбие, само­утверждение. Они проявляются в притязаниях на главные роли в играх, в желании побеждать в соревнованиях. Это своеобразное про­явление потребности детей в признании.

Моральные нормы дети усваивают подражая. Сказать правду, взрослые не всегда дают им образцы для подражания. Особенно пагубно влияют на формирование нравственных качеств ссоры и скандалы взрослых. Дети уважают силу. Они, как правило, чув­ствуют, кто сильнее. Их трудно ввести в заблуждение. Истеричность поведения взрослых, оскорбительные выкрики, драматизированные монологи и угрозы — все это унижает взрослых в глазах детей, де­лает их неприятными, но никак не сильными. Настоящая сила — спокойное дружелюбие. Если его будут демонстрировать хотя бы воспитатели — шаг к воспитанию уравновешенного человека будет сделан.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Сравнение представлений о личности в теориях
Достаточно сложно проанализировать две теории личности с учетом того, что все-таки Леонтьев и Маслоу говорят на разных языках. Но попытаться все же можно.Если пристальнее посмотреть на тексты краткого содержания теорий, изложенный выше, то ...

Сочетания людей с разными типами личностей
Демонстративный и Эстетствующий В принципе пара довольно непохожая, и главное – уживаются такие люди с трудом. Однако Эстетствующий вполне может привлечь внимание Демонстративного своей «странностью», непохожестью на других. Мол, вот как ...

Психологическое тестирование при подборе персонала
Вопрос применять ли психологические тесты при приеме кандидатов на работу обсуждается давно и по-прежнему основывается на личном выборе руководителя. Причем решение зачастую основывается на предрассудках и предубеждениях в большей степени ...