Проблема самовосприятия беременности.

Психология » Самовосприятие беременности » Проблема самовосприятия беременности.

Страница 1

Психология материнства одна из наиболее сложных и мало разработанных областей современной науки. Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологии, медицины, физио-логии, социологии, психологии. Психология беременности является одной из наиболее значимых частей психологии материнства. Иссле-дования в русле психологии беременности стали проводиться толь-ко в последние два десятилетия, и количество работ посвященных данной проблеме пока очень ограничено. В зарубежных исследова-ниях эта проблема представлена более обширно и подробно чем в отечественных. [23]

В данной работе исследуется проблема самовосприятия бере-менности, которая является немаловажной составляющей психо-логии беременных женщин и всей психологии материнства.

Самовосприятие беременности может определяться как воспри-ятие женщиной своих переживаний различных этапов беременности, идентификация этих переживаний, которая ведет к выработке опре-делённых действий и стереотипов поведения, адекватных этим пере-живаниям. [24]

Беременность в психологии рассматривается, прежде всего, как этап развития материнской сферы женщины подготавливающий её к дальнейшему выполнению материнских функций в постнатальном периоде, т.е. этап психологической подготовки к материнству. [7;20]

С.Ю.Мещерякова(2000), говорит о том, что психологическая готовность к материнству может рассматриваться с двух основных позиций: [14]

1. готовность к материнству как готовность к обеспечению благо-приятных условий для развития ребёнка. С этой позиции она рас- сматривается как специфическое личностное образование, «стер-жневой образующей которого является субъект-объектная ориен-тация в отношении к ещё не родившемуся ребёнку»[14 ].

2. готовность к материнству как к переходу к новой стадии личнос-ной и половозрастной идентификации. С этой позиции она рас-сматривается в аспекте удовлетворённости женщины своей мате-ринской ролью.

Проблема самовосприятия беременности занимает особое место сре- ди аспектов психологической готовности к материнству. От самово-сприятия беременности в большей степени зависит отношение матери к своему ещё не родившемуся ребёнку, создание правильных или неправильных условий для его развития, образование позитив-ных или негативных установок на его воспитание и т.п. – т.е. «непо-средственная реализация матерью своих функций во взаимодейст-вии с ребёнком.» [24] Следовательно, в рамках самовосприятия беременности психологическая готовность к материнству может рассматриваться с первой позиции.

С позиций самовосприятия беременности психологическую гот-овность к материнству можно рассматривать и как переход к новой стадии личностной и половозрастной идентификации, можно гово-рить об удовлетворённости или неудовлетворённости женщины сво-ей материнской ролью на данном этапе, т.е. своей беременностью.

Г.Г.Филиппова (2002) говорит о том, что беременность является критическим периодом жизни женщины, стадией полоролевой иден-тификации, особой ситуацией для адаптации. «В этот период актуа-лизируются неизжитые детские психологические проблемы, лич-ностные конфликты, проблемы во взаимодействии со своей ма-терью, в переживаниях беременности играют роль особенности модели материнства своей матери, адаптация к супружеству и т.п. В динамике личностных изменений отмечается инфантилизация, обос-трение внутриличностных конфликтов, повышение зависимости, уровня тревожности». Н.П.Коваленко(1998) пишет также, что бере-менность понимается как острый переходный период, который не-редко сопровождается кризисными переживаниями. В ходе беремен-ности существенно изменяются сознание женщины и её взаимоотно-шения с миром. Необходимой является перемена образа жизни, вжи-вание в роль матери. Для многих женщин исход беременности мо-жет быть громадным сдвигом к подлинной зрелости и возрастанию самоуважения. Для других наоборот, это может быть «патологиче-ским разрешением потенциально нагруженных чувством вины мате-ринско-детских отношений». [24]

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Организация и методы эмпирического исследования.
В проблеме общения подростков большое место занимает психодиагностика, как глубокое проникновение во внутренний мир человека. Цель психодиагностики заключается в том, чтобы дать материал для психологического заключения о группе лиц или от ...

Социальные последствия.
И так, близкие эмоциональные контакты в Сети не только возможны, но и довольно распространенны и не то что с каждым годом, а с каждым месяцем количество вовлеченных в них людей увеличивается. Социальные последствия этого явления уже сейчас ...

Секс и порнография в Сети
У нас в России эта тема по-прежнему считается неприличной. Об этом можно поговорить в компании близких друзей, но выносить свое мнение на суд публики! Бессмертное откровение "У нас секса нет!", похоже, здравствует и поныне. &quo ...