Развитие дошкольника

Страница 3

Направить выбор ребенка между неблаговидным и правильным поступком можно лишь одним способом — сделать выполнение не­обходимой моральной нормы эмоционально более привлекатель­ным. Другими словами, нежелательное действие не должно тормо­зиться, вытесняться правильным, но побеждаться им. Этот прин­цип является общей основой воспитания.

Среди индивидуальных особенностей дошкольников педагоги большое внимание уделяют темпераменту и характеру, И. П. Пав­лов выделил три основных свойства нервной системы (силу, под­вижность, уравновешенность) и четыре основных сочетания этих свойств;

—сильный, неуравновешенный, подвижный — «безудержный» тип;

—сильный, уравновешенный, подвижный — «живой» тип;

—сильный, уравновешенный, малоподвижный — «спокойный» тип;

—«слабый» - тип.

«Безудержный» тип лежит в основе холерического темперамен­та, «живой» — сангвинического, «спокойный» — флегматического, «слабый» — меланхолического. Конечно, ни родители, ни педагоги не выбирают детей, но темпераменту, воспитывать нужно всех, но по-разному. В дошкольном возрасте темперамент выражен еще не­ярко. К специфическим особенностям этого возраста относятся: сла­бость возбудительного и тормозного процессов; их неуравновешен­ность; высокая чувствительность; быстрое восстановление. Желая правильно воспитать ребенка, родители и воспитатели учтут жиз­ненную силу нервного процесса: сохранение работоспособности при длительной напряженности работы, устойчивый и достаточно вы­сокий положительный эмоциональный тонус, смелость в непри­вычных условиях, устойчивое внимание как в спокойной, так и в шумной обстановке. О силе (или слабости) нервной системы ребенка свидетельствуют такие жизненные показатели, как его сон (быстро ли засыпает, спокоен ли сон, крепок ли), быстрое (медленное) вос­становление сил, поведение в состоянии голода (плачет, кричит или проявляет веселость, спокойствие). К жизненным показателям урав­новешенности относят следующие: сдержанность, усидчивость, спо­койствие, равномерность в динамике и настроении, отсутствие в них периодических резких спадов и подъемов, плавность речи. Жиз­ненные показатели подвижности нервных процессов — это быстрое реагирование на все новое, быстрая выработка и изменение жиз­ненных стереотипов, быстрое привыкание к новым людям, способ­ность «без раскачки» переходить от одного вида работы к другому (Я. Л. Коломинский).

Характеры детей дошкольного возраста еще только формиру­ются. Поскольку основой характера является тип высшей нервной деятельности, а нервная система пребывает в состоянии развития, то можно только предполагать, каким вырастет ребенок. Можно при­вести массу примеров, описать множество фактов, но достоверный вывод будет только один: характер — это уже результат формирова­ния, он составится из тысяч больших и незаметных влияний. Что именно в нем останется от пяти-шестилетнего ребенка — сказать трудно. Но если мы хотим сформировать определенный тип харак­тера, то воспитание должно быть соответствующим.

Проблемой общества и школы является однодетная семья. В ней ребенок имеет ряд преимуществ, для него создаются благоприят­ные условия, у него нет дефицита общения со взрослыми, что поло­жительно сказывается на его развитии. Ребенок растет любимым, обласканным, беззаботным и счастливым, с высокой начальной са­мооценкой. Но есть и очевидные минусы однодетной семьи: в ней ребенок слишком быстро перенимает «взрослые» взгляды и привычки, у него формируются ярко выраженные индивидуалистичес­кие и эгоистические качества, он лишен многих радостей взросле­ния, через которые проходят дети в многодетных семьях. У ребенка из такой семьи не формируется одно из главных качеств — умение сотрудничать с другими.

Нередко в семьях, особенно с одним ребенком, создаются «теп­личные» условия, оберегающие детей от переживаний неудоволь­ствия, горя, страданий. Некоторое время этого можно избегать. Но вряд ли удастся оградить ребенка от всех неприятностей в дальней­шей жизни. Поэтому надо готовить его к реальной жизни. Целесо­образнее учить ребенка переживать и страдания, и плохое самочув­ствие, и неудачи, и ошибки.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Главные результаты.
Относительно понятных и осмысленных сновидений мы узнали, что они являются незамаскированными исполнениями желаний, то есть что ситуация сновидения представляет исполненным какое-нибудь вполне засуживающие внимания желание, знакомое созна ...

Воспроизведение, словесное оформление и передача информации.
Даче показаний всегда предшествует воспоминание свидетелем или потерпевшим фактических обстоятельств, имеющих значение для дела. Воспоминания о воспринятом и пережи­том появляются и на более ранних этапах форми­рования показаний по мере н ...

Основные этапы и результаты обучения.
Первоначально занятия проводились 2 раза в неделю длительностью 1 час. С марта 1996 года занятия проводятся 3 раза в неделю. На первых занятиях, однако, реальное рабочее время, т.е. когда Олег оставался на своем месте и нашей помощью пыт ...