Виды, формы и уровни дифференциации обучения

Психология » Работа классного руководителя по развитию одаренности детей » Виды, формы и уровни дифференциации обучения

Страница 1

В специальной литературе много говорят о различных видах, формах и уровнях дифференциации обучения, в том числе и с учетом проблемы детской одаренности. Не вдаваясь в нюансы основных позиций, отмечу, что возможных и реальных проявлений дифференциации можно выделить множество. Попробуем классифицировать их, поделив на виды, формы и уровни.

К видам дифференциации обучения могут быть отнесены вариан­ты, построенные на различном понимании концепции одаренности:

• по уровню учебной успешности (академическая одаренность);

• по специальным способностям (обучение талантливых детей);

• по общим способностям (коэффициент интеллекта, общая креа­тивность, комплексная оценка уровней развития и взаимного соче­тания мотивации, интеллекта и креативности и др.).

К формам дифференциации могут быть отнесены варианты раз­личных организационных стратегий обучения одаренных детей:

• жесткая (селективная) — школы для одаренных;

• гибкая (элективная) — совместное обучение одаренных с "нор­мальными" сверстниками;

• переходная — классы для одаренных (лицейские, гимназические и др.) в обычной школе.

Отмеченные выше виды и формы могут быть реализованы на раз­ных уровнях. К уровням дифференциации обучения могут быть отне­сены способы ее реализации на уровне учебных программ, форм организации учебной деятельности (при селективной или переход­ной форме организации), на уровне использования разных методик, учебных заданий (при элективной форме).

Например, опираясь на концепцию общей одаренности, можно разработать специальные программы для детей с различным уров­нем одаренности для того, чтобы обучать этих детей в различных школах или разноуровневых классах, а можно дифференцировать задания для различных групп учащихся в обычном классе. Или, учитывая

особенности когнитивного стиля учащихся на уровне содержания образования, можно пойти по пути создания специальной школы, специальных групп (классов) в обычных школах или создания микрогрупп в обычном классе.

Прежде чем рассматривать проблему дифференциации обучения с учетом детской одаренности, необходимо определить — кого считают одаренным. Как мы уже отметили, реальная педагогическая практика научилась различать лишь три категории одаренных детей. Именно эти представления и закладываются в фундамент дифференциации обучения.

Первая категория одаренных, которую принято выделять - дети с высокими показателями по уровню общей одаренности (комплекс факторов выявляется в ходе сопоставления результатов специаль­ного тестирования на интеллект, креативность, мотивационные ха­рактеристики).

Вторая группа одаренных— дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности. Их выявление не представляет особых сложностей. Одаренные юные музыканты, художники, математики, спортсмены, давно завоевали себе право на специальное обучение. Эту категорию детей чаще называют талантливыми. Традиция создавать для них особое образовательное пространство уходит вглубь веков. К третьей категории одаренных можно отнести детей, хорошо обучающихся в школе (академически одаренных).

Может быть, педагогической практике следовало бы быть более "чувствительной" к особенностям ребенка и видеть шесть, семь и более вариантов одаренности. Но приходится констатировать, что ей (педагогической практике) это несвойственно. Я думаю, что эти виды одаренности являются тем самым минимальным и достаточ­ным набором, которым и должна ограничиваться дифференциация образования, а дальнейшую работу следует вести уже на уровне ин­дивидуализации обучения. С точки зрения современных концепций одаренности, данные представления не точны. Может быть, не все разработчики концептуальных моделей одаренности согласятся с существованием таких подходов в обучении. Но новые научные разработки не являются директивами , и в данном случае мы говорим не об идеальных представлениях, а о существующей объективно педагогической реальности. Дифференциация по уровню учебной успешности.

Генетически первым в ряду видов дифференциации обучения был один из наиболее простых ее вариантов — дифференциация по уровню учебной успешности, или академической одаренности. Его описал ещё Я. А. Коменский, предлагая классы с разным уровнем обучения.

И по сей день многие учителя, несмотря на постоянные возражения исследователей, склонны утверждать, что одаренные дети -это дети, успешные в учении. А раз дело обстоит так, то возникает соблазн объединить тех, кто хорошо учится в один класс, средних по уровню учебной успешности — в другой, а отстающих — в третий.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Этап развития речевого общения.
Основными событиями на этапе развития речевого общения являются: во-первых, изменение содержания общения и развитие соответствующих этому функций речи как средства общения; во-вторых, овладение произвольной регуляцией речевыми средствами. ...

Функции педагога.
Педагогическая функция – предписанное педагогу направление применения профессиональных знаний и умений. Главными направлениями приложения педагогических усилий являются обучение, образование, воспитание, развитие и воспитание учащихся. В ...

Творческая личность
В настоящее время вопросами творчества заняты многие профессионалы и любители: ученые, педагоги, работники творческих профессий и т.д. Рассматривая проблемы организации обучения творчеству и решению творческих задач, необходимо знание ос ...