Андрогогическии манифест М. Ноулза

Психология » Теория социально-психологического тренинга » Андрогогическии манифест М. Ноулза

Страница 1

Нет сомнения, что обучение и развитие взрослых отличается от того, как эти процессы протекают в более ранних возрастных группах, давно. Однако понадобилось значительное время, чтобы от осознания этого факта перейти к разработке концепций обучения и развития взрослых. Попытки применения в системах послевузовского образования методов и подходов традиционной педагогики выявили их неадекватность новому контингенту обучаемых. Это породило ряд идей, подходов и концепций, а кроме того, заставило просто посмотреть на то, каким путем люди приобретают новые знания и умения и совершенствуют старые.

Одним из первых, кто провел систематический анализ особенностей учения взрослых, был М. Ноулз. По его мнению:

· взрослые в большей степени, чем дети, ориентированы на применение знаний;

· взрослые привыкли брать на себя более значительную ответственность за результаты обучения;

· взрослые имеют более обширный жизненный опыт, опираясь на который, можно выстроить эффективную систему обучения;

· у взрослых зачастую более сильная и осмысленная мотивация к обучению;

· взрослые в большей степени ориентированы на практический результат (рост квалификации, профессиональная карьера).

Ноулз считает, что особенности приобретения знаний зрелыми людьми настолько значительны, что принятые в школе методы обучения непригодны в сфере образования взрослых. В связи с этим он предложил новое именование науки об обучении — андрогогика.

Как взрослые получают новый опыт?

Реакция на манифест выразилась в развертывании исследований того, какими путями взрослые люди приобретают опыт и как они это делают, а также в разработке концепций и конкретных моделей процесса обучения.

Р. Гербер в течение нескольких лет опрашивал рабочих и служащих ряда промышленных предприятий и государственных учреждений с целью выявления способов и источников приобретения нового опыта. Одним из результатов этих исследований было создание списка из одиннадцати пунктов. Эти пункты выглядят следующим образом. Опыт приобретается посредством:

1. Совершения ошибок и попыток не повторять их вновь;

2. Самообразования на работе и вне ее;

3. Следования избранным ценностям;

4. Применения теории и практики в умениях;

5. Решения проблем;

6. Взаимодействия с другими людьми;

7. Созидательного планирования;

8. Защиты интересов других людей;

9. Предоставления другим людям возможности руководить собой;

10.Участия в программах тренинга;

11.Участия в программах повышения качества.

Еще более впечатляющий по объему список источников приводит П. Маттеус. В списке, насчитывающем 20 пунктов, присутствуют, естественно, и такие, которые не вошли в предыдущий перечень, например, накопления опыта за счет участия в составлении бизнес-планов, участия в процедурах командообразования, планирования карьеры, занятия наставничеством, изучения передового опыта, участия в программах личностного роста, выработки миссии и общего видения.

А. Мамфорд провел ряд интервью с людьми, имеющими значительный опыт работы в разных сферах бизнеса, задавая вопросы о том, каким образом они научаются чему-то новому. Анализ ответов позволил ему выделить четыре основных пути, по которым шли его респонденты:

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Выступление
В различной литературе описано много способов правильно и эффективно начать публичное выступление. Суть их сводится к тому, чтобы с первых слов привлечь активное внимание аудитории и сразу же перейти к делу. Не нужно в начале выступления ...

Заключение.
В результате психологического исследования решены поставленные задачи, а также частично подтверждены гипотезы данного исследования: Недостаточная осведомлённость друг о друге играет важную роль в возникновении семейных конфликтов. Данная ...

Частые проблемы телефонной помощи подросткам.
Телефонное консультирование ориентировано на психологическую помощь людям любого возраста. Каждый из периодов жизни человека имеет неповторимые особенности, накладывающие свой отпечаток на переживаемые психологические проблемы. Поэтому в ...