Андрогогическии манифест М. Ноулза

Психология » Теория социально-психологического тренинга » Андрогогическии манифест М. Ноулза

Страница 1

Нет сомнения, что обучение и развитие взрослых отличается от того, как эти процессы протекают в более ранних возрастных группах, давно. Однако понадобилось значительное время, чтобы от осознания этого факта перейти к разработке концепций обучения и развития взрослых. Попытки применения в системах послевузовского образования методов и подходов традиционной педагогики выявили их неадекватность новому контингенту обучаемых. Это породило ряд идей, подходов и концепций, а кроме того, заставило просто посмотреть на то, каким путем люди приобретают новые знания и умения и совершенствуют старые.

Одним из первых, кто провел систематический анализ особенностей учения взрослых, был М. Ноулз. По его мнению:

· взрослые в большей степени, чем дети, ориентированы на применение знаний;

· взрослые привыкли брать на себя более значительную ответственность за результаты обучения;

· взрослые имеют более обширный жизненный опыт, опираясь на который, можно выстроить эффективную систему обучения;

· у взрослых зачастую более сильная и осмысленная мотивация к обучению;

· взрослые в большей степени ориентированы на практический результат (рост квалификации, профессиональная карьера).

Ноулз считает, что особенности приобретения знаний зрелыми людьми настолько значительны, что принятые в школе методы обучения непригодны в сфере образования взрослых. В связи с этим он предложил новое именование науки об обучении — андрогогика.

Как взрослые получают новый опыт?

Реакция на манифест выразилась в развертывании исследований того, какими путями взрослые люди приобретают опыт и как они это делают, а также в разработке концепций и конкретных моделей процесса обучения.

Р. Гербер в течение нескольких лет опрашивал рабочих и служащих ряда промышленных предприятий и государственных учреждений с целью выявления способов и источников приобретения нового опыта. Одним из результатов этих исследований было создание списка из одиннадцати пунктов. Эти пункты выглядят следующим образом. Опыт приобретается посредством:

1. Совершения ошибок и попыток не повторять их вновь;

2. Самообразования на работе и вне ее;

3. Следования избранным ценностям;

4. Применения теории и практики в умениях;

5. Решения проблем;

6. Взаимодействия с другими людьми;

7. Созидательного планирования;

8. Защиты интересов других людей;

9. Предоставления другим людям возможности руководить собой;

10.Участия в программах тренинга;

11.Участия в программах повышения качества.

Еще более впечатляющий по объему список источников приводит П. Маттеус. В списке, насчитывающем 20 пунктов, присутствуют, естественно, и такие, которые не вошли в предыдущий перечень, например, накопления опыта за счет участия в составлении бизнес-планов, участия в процедурах командообразования, планирования карьеры, занятия наставничеством, изучения передового опыта, участия в программах личностного роста, выработки миссии и общего видения.

А. Мамфорд провел ряд интервью с людьми, имеющими значительный опыт работы в разных сферах бизнеса, задавая вопросы о том, каким образом они научаются чему-то новому. Анализ ответов позволил ему выделить четыре основных пути, по которым шли его респонденты:

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Глобальная Я-концепция
Аспекты, выделенные Я-сознающее Я-как-объект Джемсом (процесс) (содержание) непрерывное взаимодействие Компоненты самооценка установки или приятие образ Я себя тенденции поведения Я-концеп ...

Исследование уровня рефлексии и самосознания здорових и подростков с ограниченными возможностями
Традиционным и наиболее адекватным методом для изучения самосознания здоровых подростков и подростков с ограниченными возможностями является методика «Личностный дифференциал» (см.прилож.7,8). По методике проведен сравнительный анализ пок ...

Практическая деятельность Б.В. Зейгарник.
Сама Блюма Вульфовна была необычайно изобретательна в работе с больными. Каждый, кому приходилось работать с психически больными, хорошо знает, как трудно иногда привлечь внимание больного, заставить его выполнять самое простое задание. О ...