Адекватность страха

Ряд обычно применяемых стимулов страха в действительности вызывает смех, интерес и исследовательское поведение. Один из способов получения комического эффекта – представление невероятной структуры, которая оказывается безопасной и не нарушает установленного способа восприятия мира. Интерес вызывает все необычное; все незнакомое провоцирует исследовательское поведение. Если при этом стимулы говорят об опасности или личность воспринимает ситуацию как угрожающую, возникает страх.

Сила вегетативной и эмоциональной реакции на внешний раздражитель зависит не только от силы раздражителя, но и от степени его необычности и актуального состояния сознания. Необыкновенный слабый стимул вызывает более сильную ориентировочную реакцию, чем привычный громкий шум. Ориентировочный раздражитель дает непропорциональную реакцию в момент, когда перестал действовать сигнальный обмен, и организм не был подготовлен для принятия раздражителей: например, при пробуждении после потери сознания, наркоза, эпилептического припадка, когда снижена селективная способность сигнальной системы.

Чувство страха является субъективным сигналом угрозы. Реакция страха тем сильнее, чем меньше умещается приходящий сигнал в существующей структуре интеракции с окружающей средой.

Некоторые психиатры говорят о готовности к страху, которая в различной степени проявляется у каждого человека.

Ситуация страха, как связанная с сильным эмоциональным напряжением (позитивного или негативного характера), включает в себя три элемента: ожидание, разрядка, покой.

Напряжение страха возрастает, когда нет возможности его разрядки в действии. Во сне сильнее переживается какая-то ситуация, чем наяву, т.к. наяву человек может действовать, а во сне он бессилен. Человек, связанный по рукам и ногам, сильнее переживает угрозу, чем свободно действующий. В случаях полного бессилия по отношению к агрессору сознание возможности совершить самоубийство придает отвагу. Если угрожающая ситуация развивается так быстро, что оборона происходит почти автоматически и не остается времени на переживание страха, тогда это чувство появляется в третьей фазе, когда уже пройдет опасность.

Чувство бессилия вызывает страх или агрессию, или же оба чувства вместе. Эта реакция инфантильная. Бессилие характерно для ранних периодов детства. По мере развития накапливаются знания и власть над окружающими. В страхе человек снова концентрируется на явлениях, перед которыми он бессилен.

Другие статьи:

Операции мышления
Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстрак­ции, обобщения и конкретизации. Сравнение. Сравнение — это сопоставление предметов и явле­ний с целью найти сходство и р ...

Система взглядов и убеждений . Требования к учителю
Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. По замечанию одного исследователя, поскольку любой хороший учитель должен быть образцом педагогических добродет ...

Идеология подхода
Компетенциарный подход первоначально сформировался в сфере профессионального отбора в качестве реакции на общераспространенную практику применения стандартных психометрических тестов способностей. Принято считать, что этот подход зародил ...