Трансактный анализ

Психология » Трансактный анализ » Трансактный анализ

Страница 1

Вторая половина семидесятых и восьмидесятые годы открыли трансактный анализ. Эта мировоззренческая концепция в нашей стране пришла из диссидентского движения.

Сегодня трансактный анализ представляет собой один из классических вариантов современного психоанализа. Его развитие шло стремительно, ведь первое упоминание идей трансактного анализа относится к 1957 году.

Он разработан как специальный метод групповой психотерапии, где взаимодействие индивидов анализируется с точки зрения трех основных состояний "Я". А единица взаимодействия была названа трансакцией.

Согласно концепции Берна, каждый человек представляет собой хранилище стереотипов, обусловленных спецификой воспитания в самом широком смысле этого слова. И одновременно есть в каждом человеке нечто такое, что толкает его на спонтанные поступки и действия, обусловленные детским "хочу" или "не хочу" (эмоции, импульсы и т.д.). В реальной жизни люди пытаются соотносить "хочу" и "должно", причем те, кому это удается сделать в наилучшей степени, более гармонично вписываются в окружающий мир. Они предстают перед окружающими чаще всего разумными и преуспевающими людьми, могут занимать в жизни хорошее социальное положение. Совокупность устоявшихся стереотипов Э. Берн называет состоянием "Родитель", а трезвого "весовщика", соизмеряющего "хочу - нужно", - словом "Взрослый". А наши эмоции и импульсы - "Ребенком". Так же, как и у З. Фрейда, структура личности у Э. Берна трехкомпонентна. В каждом человеке самым сложным образом переплетены эти три состояния: "Взрослого", "Родителя", "Ребенка" [1, c. 367], (см. приложение 1).

Общение с людьми (начальником на работе, продавцом в магазине, другом, сослуживцем и т.д.) может строиться по разному, в зависимости от психологического состояния человека, от темы общения и - что очень важно - от того, является ли взаимодействие бескорыстным или человек хочет чего-то добиться от своего собеседника. Надо учитывать, что при этом включаются различные психологические механизмы, которые вызывают у человека доминирование того или иного состояния, каждое из которых пользуется своим особенным "языком" слов, жестов и поступков.

При обмене трансакциями я сигнализирую о том, что признаю вас, а вы возвращаете это признание. В языке трансактного анализа любой акт признания называется поглаживанием. Люди нуждаются в поглаживаниях для поддержания своего физического и психического здоровья.

Коммуникация может быть эффективной в том случае, если она ведется на одном и том же "языке", то есть (по терминологии Э. Берна), когда "Ребенок" разговаривает с "Ребенком", "Родитель" с "Родителем", а "Взрослый" со "Взрослым". Ажурная конструкция общения приобретает хаотические черты Вавилонской башни, если один из собеседников говорит на языке "Родителя", а другой - на языке "ребенка" и т.д. [1, c. 265], (см. приложение 2).

Э. Берн полагал, что люди играют в различные игры, которыми заполнена в основном вся жизнь человечества. Самой страшной игрой на Земле, по выражению самого Берна, является война. В связи с этим очень важно отметить, что групповая психотерапия (по Э. Берну) должна складываться на уровне "Взрослый - Взрослый". Цель состоит в том, чтобы научиться выделять состояния "Взрослого" как в своем собственном сознании и поведении, так и в сознании и поведении других людей, добиваясь общения на уровне "Взрослый - Взрослый".

Такие трансакции, как ритуалы, совместные занятия и развлечения, направлены на достижение определенных целей - структурирование времени и получение воздействий от окружающих. Это "честные" трансакции, которые не предусматривают манипуляцию другими. Игры же "нечестны" в самой своей основе. Игры - это серии скрытых трансакций, ведущих к определенному, часто негативному результату, в котором заинтересован тот или иной игрок. Берн с помощью своего Маленького Профессора придумал множество колоритных названий, для таких психологических игр, например: "Алкоголик", "Полицейские и воры", "Ужо я тебя", "Почему бы и нет?" и т.д.

В современных условиях нашего общества можно было бы представить немало ситуаций в виде игр, например: "Игра в обслуживание", "Выдача справок", "Проблемы бюрократии" и т.п.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Развитие творческого воображения.
Вторым направлением формирования творческих способностей дошко­льников развитие воображения. Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жиз­нен­ного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новы ...

Условия развития воображения.
а)основные этапы развития воображения. Психологи выделяют 3 основных этапа развития воображения у детей: q Первый этап в развитии воображения можно отнести к 2,5-3 годам. В этом возрасте происходит разделение воображения на познавательн ...

Проблема одаренных детей.
Тысячелетиями в общественном сознании формировались представления об одаренности. В этом понимании аккумулировались научные изыскания выдающихся умов и частые, обыденные наблюдения простых людей. Одаренным, умным человеком всегда называл ...