Особенности эмоционально – волевой сферы у детей школьного возраста с дебильностью

Психология » Психолого-педагогическая характеристика детей школьного возраста с нарушением познавательной деятельности » Особенности эмоционально – волевой сферы у детей школьного возраста с дебильностью

Страница 1

Известно, что личность человека формируется в процессе многообразных взаимодействий с окружающей средой. Взаимодействие ребёнка – олигофрена со средой существенно изменено в силу неполноценности психической деятельности, поэтому в формировании его личности обнаруживается множество особенностей. Существенное место среди психических черт личности занимает воля – способность человека сознательно, целенаправленно действовать, преодолевая возникающие препятствия.

Интересные исследования волевых качеств проводили Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Б. И. Пинский, И. М. Соловьёв и др. Многие из них отмечают недостаток инициативы у умственно отсталых школьников, неумение руководить своими действиями, неумение действовать в соответствии с отдалёнными целями, что связано со свойственным этим детям резким нарушением мышления. Ребёнку с нарушением интеллекта сложно проявить инициативу. Если под рукой нет иголки и нитки, а нужно пришить пуговицу - он не сделает этого. Трудно решить задачу – он не будет её решать. Соседский мальчик пригласил на прогулку – ребёнок не пойдёт в школу, хотя отлично знает, что школу пропускать нельзя.

Слабое развитие волевых процессов особенно характерно для учеников младших классов вспомогательной школы. Эти дети крайне безынициативны, не умеют самостоятельно руководить своей деятельностью, подчинить её отдельной цели, не всегда могут сосредоточить усилия для преодоления даже незначительных препятствий. Им свойственны непосредственные импульсивные реакции на внешние впечатления, необдуманные действия, неумение противостоять воле другого человека. [8]

Однако в отдельных случаях, по наблюдениям воспитателей и исследователей, перечисленные выше качества сочетаются с признаками противоположного свойства. Например, если ребёнку захотелось вопреки порядку дополнительную порцию какого – либо вкусного блюда, он может преодолеть известные трудности, демонстрируя некоторую опосредованность, обдуманность поведения. Такая же опосредованность поведения может быть проявлена при необходимости скрыть поступок или удовлетворить какие – либо эгоистические потребности. Г. Е. Сухарева отмечает, что при лёгкой степени олигофрении больные относительно неплохо разбираются в практических вопросах, заинтересованы в своём жизненном устройстве, хорошо учитывают особенности конкретной ситуации и приспосабливаются к ней.

Резкие контрасты исследователи отмечают и в других показателях воли. Например, при вялости и безынициативности, свойственных умственно отсталым детям можно наблюдать безудержность, непреодолимость отдельных желаний.

Дети–олигофрены не могут отказаться от чего–либо непосредственно желаемого ради лучшего, привлекательного, но далёкого.

Контрасты наблюдаются и в отношении к воздействиям со стороны окружающих людей. Как правило, дети с нарушением познавательной деятельности внушаемы, некритичны к указаниям и советам окружающих, не предпринимают попыток проверить, сопоставить указания и советы со своими интересами. Но наряду с этим они в отношении отдельных просьб окружающих могут проявить необычайное упрямство, длительное бессмысленное сопротивление разумным доводам, непреодолимое стремление сделать наперекор тому, о чём их просят.

Все перечисленные контрасты проявлений воли С. Я. Рубинштейн называет мнимыми, поскольку это есть выражение незрелости личности. Сущностью незрелости является недоразвитие духовных потребностей. Все требования, предъявляемые обществом ребёнку определённого возраста известны ученику вспомогательной школы от окружающих: родителей, педагогов, - но они ещё не превратились в его потребности, интересы стремления. Поэтому выполняются они без напряжения и волевых усилий.

Незрелость личности, неразвитость самообладания и разумной переработки текущих внешних впечатлений приводят к обилию примитивных, непосредственных реакций на внешние впечатления. Например, ребёнок импульсивно хватает понравившуюся ему вещь, не задумываясь над тем, можно ли это делать; бросается бежать, если его что – то напугало, не отдавая себе отчёта в том, спасёт ли его бегство от опасности.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Проблема оптимальных сроков начала развития творческих способностей.
Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на во­просе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также сущест­вует гипотеза ...

Сознание и мозг. Материальное и идеальное.
Уже анализ развития психики животных показывает, что уровень ее развития, а значит, и степень развитости форм отражения являются функцией сложности их поведения, а главное - сложности организации органов отражения внешнего мира, центральн ...

Понятие стресса. Основные причины возникновения.
Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семь ...