Феноменология проблем, с которыми обращаются абоненты детских линий, весьма разнообразны.
Среди доминирующих можно выделить:
А) хулиганство, когда ребенок рассказывает о переживаниях, связанных с фактами словесных оскорблений, угроз физического насилия, запугивания, вымогательства, издевательского отношения, краж или ограблений со стороны старших в школе или на улице;
Б) взаимоотношения в семье, преимущественно конфликты поколений;
В) физическое насилие;
Г) беспокойство о других - переживания опасений или тревоги по поводу значимых людей, например, их отсутствия;
Д) сексуальное насилие;
Е) беременность;
Ж) беседы о фактах повседневной жизни, в частности развлечениях, досуге, в том числе и так называемые "приколы" примитивно-развлекательного характера.
Абонентов также беспокоят взаимоотношения с друзьями и любимыми, вопросы сексуальности, разводы родителей, различные школьные проблемы, побеги, переживание горя, депрессии и других проблем.
Большая часть из отмеченных проблем вызывает у детей и подростков кризисные состояния. Проблемы возникают при психологически трудных или непереносимых ситуациях и проявляются в форме преходящих состояний психического напряжения, замкнутости, агрессивности, пассивности или эмоциональных расстройств. Критическую ситуацию у подростков может обуславливать фрустация или конфликт.
Фрустация, как известно, заключается в сильной мотивации достичь цели, удовлетворив потребность, и наличие преграды, препятствующей этому. Фрустрационные барьеры могут быть физическими (школа-интернат), биологическими (длительная болезнь, инвалидность), психическими (страх, недостаток компетентности) или социокультурными (родительские правила, запреты учителей). Фрустация порождает соответствующие формы поведения в виде бесцельно и хаотического двигательного возбуждения, агрессии, апатии, стереотипии - слепого повторения форм фиксированного поведения, регрессии - возвращения к ранним моделям поведения. Такое поведение лишено ориентации на исходную цель, но не является совершенно бессмысленным. Степень фрустации может преувеличиваться подростками из-за эгоцентрических установок.
Конфликт возникает в условиях столкновения двух или более различных мотивов, целей или ценностей, касающихся нескольких важных сторон жизни человека. Предполагается, что конфликт становится возможным при наличии у субъекта определенной системы ценностей и способности испытывать чувство вины, что является характерным для подросткового возраста. Кризисные состояния подростков обусловлены ролевой спутанностью, " негативной" идентичностью, разочарованием в дружбе, влюбленности или переживаниями, связанными с унижением человеческого достоинства.
Для служб имеет значение следование четким юридическим нормам и административным правилам в отношении конфиденциальности, особенно в случаях жестокого обращения, насилия над ребенком, или информации, сообщаемой "третьим лицам". Важно отдавать себе отчет в том, что консультант не полномочен, защитить ребенка непосредственно, но ему следует быть оперативным в осуществлении компетентных отсылок в соответствующие социальные службы или правоохранительные органы.
Я хочу подробнее остановиться на некоторых проблемах, которые имеют наиболее серьезное содержание и последствия.
Большинство проблем исходит из семьи. В настоящее время различают26:
-нуклеарную семью
, состоящую из родителей и детей и объединяющую два поколения; она является наиболее распространной; если в ее состав входят представители еще одного поколения, она называется расширенной семьей.
-неполнуюсемью
, в которой отсутствует один из родителей; кроме того, если условия жизни не оставляют родителям времени для семьи, она считается функционально неполной
Другие статьи:
Категория общения в психологии, и её характеристики.
Значение общения в общепсихологической теории настолько велико, что данная категория по праву очень быстро заняла одно из ведущих мест и стала одной из базовых категорий в психологической науке.
В психологии общение определяется как взаи ...
Заключение.
По результатам данной работы можно сделать следующие выводы:
- Беременность в психологии материнства рассматривается прежде всего как этап психологической подготовки к материнству. Самовосприятие беременности занимает важное место сред ...
Метод Фельденкрайза
Моше Фельденкрайз работал с Ф.М. Александером, изучал йогу, фрейдизм, Гурджиева, неврологию, был специалистом по дзюдо; Его метод предназначен для восстановления естественной грации и свободы движений, которой обладают все маленькие дети. ...
Разделы