Театрализация как психотехника

Психология » Социальная психокоррекция » Театрализация как психотехника

Страница 1

Театрализация представляет собой психотехнику организации коммуникативных действий личности в роли, т.е. технику исполнения коммуникативной роли.

Социальная психология, изучающая закономерности взаимодействия людей, использует понятие роли для характеристики повторяющихся, стандартизированных форм и способов поведения. В любом человеческом поведении, отмечает И. С. Кон, есть момент представления, игры[2]. Значит, и общение как специфическое коммуникативное поведение может быть рассмотрено как социальная игра. Игра, в которой самовыражение личности складывается из двух компонентов: действий в предлагаемых обстоятельствах роли и действий как бы от себя, т.е. саморефлексии.

Второй план игрового действия – ауторефлексивный – выполняет функцию внутреннего регулятора первого – ролевого. В этом смысле ролевая игра всегда связана для личности с двумя психологическими проблемами: первая – это проблема эмпатии, или перевоплощения, вторая – рефлексии, или отчуждения от роли. Эмпатия и рефлексия – это две обязательные составляющие ролевого действия, определяющие главное требование к исполнителю: быть в роли, оставаясь самим собой.

Театрализация как психотехника ролевого общения имеет не только внутренний аспект (связанный с эмпатией и отчуждением), но и внешний, ориентированный на презентацию, т.е. на публичный эффект.

Социально-психологическое назначение театрализации состоит в том, чтобы, во-первых, обеспечить психологическую защиту личности в общении, а во-вторых, вызвать эмоциональный отклик у тех участников общения, которые остаются пассивными созерцателями действия.

Практическое назначение театрализации – "перевод" разработанной при помощи техники драматизации программы общения из "диадной" формы в "триадную". Это означает,

v во-первых, организацию физического пространства для общения так, чтобы взаимодействие могло бы стать зрелищем, увлекшим и третьего субъекта – зрителей;

v во-вторых, распределение ролей между участниками ролевого тренинга;

v в-третьих, определение ролевых задач каждого участника;

v в-четвёртых, заключение "игровой конвенции" о правилах психодраматической импровизации.

Театрализованное общение "триадного" типа вынуждает каждого участника психодраматической импровизации искать средства эффективного воздействия на два субъекта – на того, взаимодействие с которым осуществляется по программе, и на того, кто это взаимодействие воспринимает как зрелище.

Для этого используются следующие психотехнические приёмы:

1) костюмирование (т.е. изменение внешнего вида личности согласно роли);

2) деятельностная инверсия (т.е. реорганизация типов и способов взаимодействия в соответствии с ролевым статусом);

3) речевая экспрессия (т.е. использование подчёркнуто эмоциональных аффектированных речевых средств).

Каждый из этих приёмов рассчитан и на партнёра по театрализованной игре, и на зрителей.

Социально-психологические характеристики зрелища как формы общения рассмотрены Н. А. Хреновым[3].

Психологические принципы организации театрализованной игры как зрелища:

а) принцип состязательности (как основы театрализованного игрового взаимодействия);

б) принцип проблематизации отношений участников театрализованной игры;

в) принцип оппозиционности отношений между участниками и зрителями театрализованной игры;

г) принцип дистанционности (не позволяющий зрителям вмешиваться в игровое действие);

д) принцип заразительности (требование к "актёрам" увлекать, "заражать" зрителей театрализованной игры).

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Сравнение деловых культур России и США
Деловую культуру можно определить как «характеристику хозяйственной деятельности, ориентированной на получение прибыли в процессе взаимодействия с другими участниками экономических отношений». Люди разных культур пользуются одними и тем ...

От психики животных к сознанию человека. Происхождение сознания.
Материалистическое решение основного вопроса философии предполагает в качестве важнейшей составляющей решение проблемы происхождения, возникновения сознания. Вопрос о возникновении сознания был камнем преткновения для метафизического мате ...

Чувственное сознавание
Эта психотехника разработана в CША Ш. Селвер и Ч. Бруксом, основываясь на работах Э. Гиндлер и Х. Якоби. Техника направлена на изучение целостного органического функционирования в мире, который человек воспринимает, частью которого он явл ...