Театрализация представляет собой психотехнику организации коммуникативных действий личности в роли, т.е. технику исполнения коммуникативной роли.
Социальная психология, изучающая закономерности взаимодействия людей, использует понятие роли для характеристики повторяющихся, стандартизированных форм и способов поведения. В любом человеческом поведении, отмечает И. С. Кон, есть момент представления, игры[2]. Значит, и общение как специфическое коммуникативное поведение может быть рассмотрено как социальная игра. Игра, в которой самовыражение личности складывается из двух компонентов: действий в предлагаемых обстоятельствах роли и действий как бы от себя, т.е. саморефлексии.
Второй план игрового действия – ауторефлексивный – выполняет функцию внутреннего регулятора первого – ролевого. В этом смысле ролевая игра всегда связана для личности с двумя психологическими проблемами: первая – это проблема эмпатии, или перевоплощения, вторая – рефлексии, или отчуждения от роли. Эмпатия и рефлексия – это две обязательные составляющие ролевого действия, определяющие главное требование к исполнителю: быть в роли, оставаясь самим собой.
Театрализация как психотехника ролевого общения имеет не только внутренний аспект (связанный с эмпатией и отчуждением), но и внешний, ориентированный на презентацию, т.е. на публичный эффект.
Социально-психологическое назначение театрализации состоит в том, чтобы, во-первых, обеспечить психологическую защиту личности в общении, а во-вторых, вызвать эмоциональный отклик у тех участников общения, которые остаются пассивными созерцателями действия.
Практическое назначение театрализации – "перевод" разработанной при помощи техники драматизации программы общения из "диадной" формы в "триадную". Это означает,
v во-первых, организацию физического пространства для общения так, чтобы взаимодействие могло бы стать зрелищем, увлекшим и третьего субъекта – зрителей;
v во-вторых, распределение ролей между участниками ролевого тренинга;
v в-третьих, определение ролевых задач каждого участника;
v в-четвёртых, заключение "игровой конвенции" о правилах психодраматической импровизации.
Театрализованное общение "триадного" типа вынуждает каждого участника психодраматической импровизации искать средства эффективного воздействия на два субъекта – на того, взаимодействие с которым осуществляется по программе, и на того, кто это взаимодействие воспринимает как зрелище.
Для этого используются следующие психотехнические приёмы:
1) костюмирование (т.е. изменение внешнего вида личности согласно роли);
2) деятельностная инверсия (т.е. реорганизация типов и способов взаимодействия в соответствии с ролевым статусом);
3) речевая экспрессия (т.е. использование подчёркнуто эмоциональных аффектированных речевых средств).
Каждый из этих приёмов рассчитан и на партнёра по театрализованной игре, и на зрителей.
Социально-психологические характеристики зрелища как формы общения рассмотрены Н. А. Хреновым[3].
Психологические принципы организации театрализованной игры как зрелища:
а) принцип состязательности (как основы театрализованного игрового взаимодействия);
б) принцип проблематизации отношений участников театрализованной игры;
в) принцип оппозиционности отношений между участниками и зрителями театрализованной игры;
г) принцип дистанционности (не позволяющий зрителям вмешиваться в игровое действие);
д) принцип заразительности (требование к "актёрам" увлекать, "заражать" зрителей театрализованной игры).
Другие статьи:
Стадии процесса трудовой адаптации.
В процессе трудовой адаптации работник проходит следующие стадии:
1. Стадия ознакомления
, на которой работник получает информацию о новой ситуации в целом, о критериях оценки различных действий, о нормах поведения в коллективе.
2. Стад ...
Оптика и изображение
Кинематографисты давно стремились соединить в одном кадре особенности планов разного масштаба, то есть наполнить кадр информацией, обращенной и к чувству, и к разуму зрителей одновременно. Именно это определило интерес кинооператоров к ши ...
Зарождение этической мысли древней Греции в эпоху Гомера и
Геосида
Этика будучи по преимуществу учением о добродетелях, о добродетельной, совершенной, личности, содержала в значительном виде едва ли не все типы теоретических объяснений и нормативных решений, которые получили развернутое обоснование в по ...
Разделы