Театрализация представляет собой психотехнику организации коммуникативных действий личности в роли, т.е. технику исполнения коммуникативной роли.
Социальная психология, изучающая закономерности взаимодействия людей, использует понятие роли для характеристики повторяющихся, стандартизированных форм и способов поведения. В любом человеческом поведении, отмечает И. С. Кон, есть момент представления, игры[2]. Значит, и общение как специфическое коммуникативное поведение может быть рассмотрено как социальная игра. Игра, в которой самовыражение личности складывается из двух компонентов: действий в предлагаемых обстоятельствах роли и действий как бы от себя, т.е. саморефлексии.
Второй план игрового действия – ауторефлексивный – выполняет функцию внутреннего регулятора первого – ролевого. В этом смысле ролевая игра всегда связана для личности с двумя психологическими проблемами: первая – это проблема эмпатии, или перевоплощения, вторая – рефлексии, или отчуждения от роли. Эмпатия и рефлексия – это две обязательные составляющие ролевого действия, определяющие главное требование к исполнителю: быть в роли, оставаясь самим собой.
Театрализация как психотехника ролевого общения имеет не только внутренний аспект (связанный с эмпатией и отчуждением), но и внешний, ориентированный на презентацию, т.е. на публичный эффект.
Социально-психологическое назначение театрализации состоит в том, чтобы, во-первых, обеспечить психологическую защиту личности в общении, а во-вторых, вызвать эмоциональный отклик у тех участников общения, которые остаются пассивными созерцателями действия.
Практическое назначение театрализации – "перевод" разработанной при помощи техники драматизации программы общения из "диадной" формы в "триадную". Это означает,
v во-первых, организацию физического пространства для общения так, чтобы взаимодействие могло бы стать зрелищем, увлекшим и третьего субъекта – зрителей;
v во-вторых, распределение ролей между участниками ролевого тренинга;
v в-третьих, определение ролевых задач каждого участника;
v в-четвёртых, заключение "игровой конвенции" о правилах психодраматической импровизации.
Театрализованное общение "триадного" типа вынуждает каждого участника психодраматической импровизации искать средства эффективного воздействия на два субъекта – на того, взаимодействие с которым осуществляется по программе, и на того, кто это взаимодействие воспринимает как зрелище.
Для этого используются следующие психотехнические приёмы:
1) костюмирование (т.е. изменение внешнего вида личности согласно роли);
2) деятельностная инверсия (т.е. реорганизация типов и способов взаимодействия в соответствии с ролевым статусом);
3) речевая экспрессия (т.е. использование подчёркнуто эмоциональных аффектированных речевых средств).
Каждый из этих приёмов рассчитан и на партнёра по театрализованной игре, и на зрителей.
Социально-психологические характеристики зрелища как формы общения рассмотрены Н. А. Хреновым[3].
Психологические принципы организации театрализованной игры как зрелища:
а) принцип состязательности (как основы театрализованного игрового взаимодействия);
б) принцип проблематизации отношений участников театрализованной игры;
в) принцип оппозиционности отношений между участниками и зрителями театрализованной игры;
г) принцип дистанционности (не позволяющий зрителям вмешиваться в игровое действие);
д) принцип заразительности (требование к "актёрам" увлекать, "заражать" зрителей театрализованной игры).
Другие статьи:
Сознание и мозг. Материальное и идеальное.
Уже анализ развития психики животных показывает, что уровень ее развития, а значит, и степень развитости форм отражения являются функцией сложности их поведения, а главное - сложности организации органов отражения внешнего мира, центральн ...
Возможные механизмы телепатической связи
Вопросы информационного взаимодействия биологических систем рассматриваются с разных позиций в работах многих отечественных ученых (378,410,461,479, 491-495, 497).
Наиболее обстоятельные теоретико-экспериментальные исследования были в ...
Метод Фельденкрайза
Моше Фельденкрайз работал с Ф.М. Александером, изучал йогу, фрейдизм, Гурджиева, неврологию, был специалистом по дзюдо; Его метод предназначен для восстановления естественной грации и свободы движений, которой обладают все маленькие дети. ...
Разделы