Три подхода к психологической организации театрализованной игры:
1) моносубъектный (одному из участников отводится психологическая роль индуктора, второму – резонатора индукции, а зрителям – роль объекта психоэмоциональной индукции);
2) полисубъектный (два субъекта-участника создают проблемную ситуацию для субъектов-зрителей и фактически делают их соучастниками действия);
3) межсубъектный (используемый в тренинге ролевых импровизаций).
Итак, театрализация как психотехника общения позволяет перевести человеческое взаимодействие на уровень "сценической модели", главная особенность которой – наличие трёх субъектов: двух участников взаимодействия и публики.
Для первых двух субъектов публика существует как
v коллективный субъект, к взаимодействию с которым они стремятся (что придаёт действию состязательный характер);
v своеобразный плацдарм, на завоевание которого направляются их усилия (что придаёт действию психодинамический характер);
v усилитель эмоционального воздействия (что заставляет их воздействовать и на партнёра, и на публику).
Наличие публики как третьего субъекта общения позволяет организовать тренинг, формирующий навыки прямого (убеждение, внушение, заражение) и косвенного воздействия. Среди средств косвенного воздействия особое место занимает идентификация.
Идентификация – это стремление, способность и умение поставить себя на место партнёра по общению. Смысл идентификации состоит в том, чтобы эмоциональное состояние того, кто оказывает воздействие, стало понятным, близким тем, на кого оно направлено.
Идентификация может происходить как подгонка действия под восприятие, понимание, поведение публики и как подстройка самой организации действия к психическому состоянию публики.
Театрализация как психотехника общения требует от его участника владения средствами внешней выразительности. К средствам внешней выразительности относятся, прежде всего, мимика, жестикуляция, пантомимика – невербальные средства общения.
Мимика – это выразительные движения мышц лица человека.
Пантомимика – это выразительные движения всего тела человека.
Жестикуляция – это выразительные движения рук человека.
И мимика, и пантомимика, и жестикуляция – это внешнее выражение эмоционального состояния человека.
Внутренняя же театрализация – это искусство психологического перевоплощения[4]. Играть роль в театрализованной игре – значит предстать перед зрителями не самим собой, а перевоплощённым в другого.
Перевоплощение в психотехнике общения понимается и как перевод психической роли в социальную. Отметим, что понятием "психическая роль" мы определяем человеческое Я в его действительных психологических характеристиках. Играть "социальную роль" означает строить своё поведение в соответствии с требованиями конкретного общения.
Исполнение социальной роли рассматривается нами кК многоуровневая система, которую образуют:
1) сверхзадача (цель) ролевого действия;
2) ситуативно-ролевая задача (рассматриваемая как стремление изменить состояние партнёра по общению или ситуацию общения);
3) ролевая позиция (пристройка к партнёру по общению);
4) ролевые действия (средства достижения целей в общении и способ существования личности в роли);
5) ролевая компетентность (знание необходимых алгоритмов психологического взаимодействия и владение средствами и механизмами их реализации);
6) ролевая пластичность (умение быстро перестраивать психологические процессы и состояния адекватно ситуации общения).
В театрализации как психотехнике общения перевоплощение основывается на принципе физического действия. Суть его состоит в следующем: от своих совершенно реальных (физических) действий. От своей психосоциальной позиции – к целям социальной роли, которую предлагают обстоятельства театрализованной игры.
Другие статьи:
Дефициентная и бытийная мотивация
Маслоу указывает, что большинство психологов занимаются только дефициентной мотивацией, т.е. поведением, ориентированным на удовлетворение какой-то потребности, которая не удовлетворена или фрустирована. Голод, боль, страх - первичные пр ...
Механизмы творческой деятельности
Многие представители творческих профессий — ученые, изобретатели, писатели — отмечают, что важные, критические этапы и деятельности носят интуитивный характер. Решение проблемы приходит внезапно, а не в результате логических рассуждений. ...
Вторая сигнальная система.
Поведение животных и человека настолько сильно отличается, что у человека должны существовать дополнительные нейрофизиологические механизмы, которые и определяют особенности его поведения.
Для различения высшей нервной деятельности живо ...
Разделы