Три подхода к психологической организации театрализованной игры:
1) моносубъектный (одному из участников отводится психологическая роль индуктора, второму – резонатора индукции, а зрителям – роль объекта психоэмоциональной индукции);
2) полисубъектный (два субъекта-участника создают проблемную ситуацию для субъектов-зрителей и фактически делают их соучастниками действия);
3) межсубъектный (используемый в тренинге ролевых импровизаций).
Итак, театрализация как психотехника общения позволяет перевести человеческое взаимодействие на уровень "сценической модели", главная особенность которой – наличие трёх субъектов: двух участников взаимодействия и публики.
Для первых двух субъектов публика существует как
v коллективный субъект, к взаимодействию с которым они стремятся (что придаёт действию состязательный характер);
v своеобразный плацдарм, на завоевание которого направляются их усилия (что придаёт действию психодинамический характер);
v усилитель эмоционального воздействия (что заставляет их воздействовать и на партнёра, и на публику).
Наличие публики как третьего субъекта общения позволяет организовать тренинг, формирующий навыки прямого (убеждение, внушение, заражение) и косвенного воздействия. Среди средств косвенного воздействия особое место занимает идентификация.
Идентификация – это стремление, способность и умение поставить себя на место партнёра по общению. Смысл идентификации состоит в том, чтобы эмоциональное состояние того, кто оказывает воздействие, стало понятным, близким тем, на кого оно направлено.
Идентификация может происходить как подгонка действия под восприятие, понимание, поведение публики и как подстройка самой организации действия к психическому состоянию публики.
Театрализация как психотехника общения требует от его участника владения средствами внешней выразительности. К средствам внешней выразительности относятся, прежде всего, мимика, жестикуляция, пантомимика – невербальные средства общения.
Мимика – это выразительные движения мышц лица человека.
Пантомимика – это выразительные движения всего тела человека.
Жестикуляция – это выразительные движения рук человека.
И мимика, и пантомимика, и жестикуляция – это внешнее выражение эмоционального состояния человека.
Внутренняя же театрализация – это искусство психологического перевоплощения[4]. Играть роль в театрализованной игре – значит предстать перед зрителями не самим собой, а перевоплощённым в другого.
Перевоплощение в психотехнике общения понимается и как перевод психической роли в социальную. Отметим, что понятием "психическая роль" мы определяем человеческое Я в его действительных психологических характеристиках. Играть "социальную роль" означает строить своё поведение в соответствии с требованиями конкретного общения.
Исполнение социальной роли рассматривается нами кК многоуровневая система, которую образуют:
1) сверхзадача (цель) ролевого действия;
2) ситуативно-ролевая задача (рассматриваемая как стремление изменить состояние партнёра по общению или ситуацию общения);
3) ролевая позиция (пристройка к партнёру по общению);
4) ролевые действия (средства достижения целей в общении и способ существования личности в роли);
5) ролевая компетентность (знание необходимых алгоритмов психологического взаимодействия и владение средствами и механизмами их реализации);
6) ролевая пластичность (умение быстро перестраивать психологические процессы и состояния адекватно ситуации общения).
В театрализации как психотехнике общения перевоплощение основывается на принципе физического действия. Суть его состоит в следующем: от своих совершенно реальных (физических) действий. От своей психосоциальной позиции – к целям социальной роли, которую предлагают обстоятельства театрализованной игры.
Другие статьи:
Создание научных основ патопсихологии. Внутренний мир Зейгарник.
Блюма Вульфовна была человеком долго длящегося развития. Вспоминается в этой связи слова И.А. Буница, сказанное им о Чехове: «Всю жизнь росла душа его». Эти слова в полной мере можно отнести и к Б.В. Зейгарник. Развитие продолжалось до по ...
Сравнение психологического отношения к смерти в возрастных
группах.
Как стало ясным из вышесказанного, в исследовании принимало участие 5 возрастных групп. В этом параграфе мы проследим как меняется отношение людей к смерти по мере взросления человека, что есть общего и различного между ними.
По мере взр ...
Личностные особенности родителей, влияющие на
стиль отношения к ребенку.
Многие исследования посвящены вопросу детерминирования выбора родителем стиля отношения к ребенку (Адлер А., Варга А.Я., Боулби Д., Шефер И.). А.Я. Варга (1986) в качестве детерминант родительского отношения к ребенку наряду с клинико- пс ...
Разделы