Театрализация как психотехника

Психология » Социальная психокоррекция » Театрализация как психотехника

Страница 2

Три подхода к психологической организации театрализованной игры:

1) моносубъектный (одному из участников отводится психологическая роль индуктора, второму – резонатора индукции, а зрителям – роль объекта психоэмоциональной индукции);

2) полисубъектный (два субъекта-участника создают проблемную ситуацию для субъектов-зрителей и фактически делают их соучастниками действия);

3) межсубъектный (используемый в тренинге ролевых импровизаций).

Итак, театрализация как психотехника общения позволяет перевести человеческое взаимодействие на уровень "сценической модели", главная особенность которой – наличие трёх субъектов: двух участников взаимодействия и публики.

Для первых двух субъектов публика существует как

v коллективный субъект, к взаимодействию с которым они стремятся (что придаёт действию состязательный характер);

v своеобразный плацдарм, на завоевание которого направляются их усилия (что придаёт действию психодинамический характер);

v усилитель эмоционального воздействия (что заставляет их воздействовать и на партнёра, и на публику).

Наличие публики как третьего субъекта общения позволяет организовать тренинг, формирующий навыки прямого (убеждение, внушение, заражение) и косвенного воздействия. Среди средств косвенного воздействия особое место занимает идентификация.

Идентификация – это стремление, способность и умение поставить себя на место партнёра по общению. Смысл идентификации состоит в том, чтобы эмоциональное состояние того, кто оказывает воздействие, стало понятным, близким тем, на кого оно направлено.

Идентификация может происходить как подгонка действия под восприятие, понимание, поведение публики и как подстройка самой организации действия к психическому состоянию публики.

Театрализация как психотехника общения требует от его участника владения средствами внешней выразительности. К средствам внешней выразительности относятся, прежде всего, мимика, жестикуляция, пантомимика – невербальные средства общения.

Мимика – это выразительные движения мышц лица человека.

Пантомимика – это выразительные движения всего тела человека.

Жестикуляция – это выразительные движения рук человека.

И мимика, и пантомимика, и жестикуляция – это внешнее выражение эмоционального состояния человека.

Внутренняя же театрализация – это искусство психологического перевоплощения[4]. Играть роль в театрализованной игре – значит предстать перед зрителями не самим собой, а перевоплощённым в другого.

Перевоплощение в психотехнике общения понимается и как перевод психической роли в социальную. Отметим, что понятием "психическая роль" мы определяем человеческое Я в его действительных психологических характеристиках. Играть "социальную роль" означает строить своё поведение в соответствии с требованиями конкретного общения.

Исполнение социальной роли рассматривается нами кК многоуровневая система, которую образуют:

1) сверхзадача (цель) ролевого действия;

2) ситуативно-ролевая задача (рассматриваемая как стремление изменить состояние партнёра по общению или ситуацию общения);

3) ролевая позиция (пристройка к партнёру по общению);

4) ролевые действия (средства достижения целей в общении и способ существования личности в роли);

5) ролевая компетентность (знание необходимых алгоритмов психологического взаимодействия и владение средствами и механизмами их реализации);

6) ролевая пластичность (умение быстро перестраивать психологические процессы и состояния адекватно ситуации общения).

В театрализации как психотехнике общения перевоплощение основывается на принципе физического действия. Суть его состоит в следующем: от своих совершенно реальных (физических) действий. От своей психосоциальной позиции – к целям социальной роли, которую предлагают обстоятельства театрализованной игры.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Этап развития речевого общения.
Основными событиями на этапе развития речевого общения являются: во-первых, изменение содержания общения и развитие соответствующих этому функций речи как средства общения; во-вторых, овладение произвольной регуляцией речевыми средствами. ...

Виды, формы и уровни дифференциации обучения
В специальной литературе много говорят о различных видах, формах и уровнях дифференциации обучения, в том числе и с учетом проблемы детской одаренности. Не вдаваясь в нюансы основных позиций, отмечу, что возможных и реальных проявлений ди ...

Заключение.
Если расценивать неудовлетворенность тождественно недовольству, то неудовлетворенность браком есть ни что иное, как недовольство одним или несколькими фактами, имеющими отношение к семейной жизни. Из повседневной жизни мы знаем, именно не ...