Социальная психокоррекция

Психология » Социальная психокоррекция

Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью, чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общается всегда тот человек деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить ее новыми связями и отношения между людьми.

Человек с момента рождения общается с другими людьми, но порой люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира, оказываются беспомощными в области межличностных отношений, поэтому человек должен изучать правила взаимодействия с людьми, чтобы стать социально полноправным членом общества.

Для тех людей, которые беспомощны в области общения, межличностных отношений необходимо проводить психокоррекцию коммуникативных нарушений.

Таким образом, формирование и психокоррекция коммуникативных нарушений является актуальной проблемой социальной психологии, решение которой имеет важное значение как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

Коммуникации – это процесс двустороннего обмена информации, ведущей к взаимному пониманию. Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась.

Причины плохой коммуникации:

  1. Стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате нет анализа и понимания людей.
  2. "Предвзятые представления" – склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам.
  3. Плохие отношения между людьми.
  4. Отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает когда человек осознает значение информации для себя.
  5. Пренебрежение фактами, то есть привычка делать выводы заключения при отсутствии достаточного числа фактов.
  6. Ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, нелогичность.
  7. Неверный выбор стратегии и тактики общения.

Коммуникативная компетентность личности, а точнее, возможность её проявления блокируется под воздействием психологических и социальных травм.

Блокировка нарушает проявление субъектности личности в общении, ведёт к деформации её отношений. Одновременно такая ситуация, если в неё вовлечены большие группы людей,

ведёт к эмоционально-негативному возбуждению социальной психики.

Коммуникативные нарушения личности корригируются системой специальных методов. Их можно условно разделить на:

v индивидуальные (компетенция психоанализа),

v групповые (методы "психодрам"),

v массовые (в том числе экстатические).

Социальная психокоррекция – это групповые и массовые методы коррекции коммуникативных нарушений на уровне

v психодинамики (на уровне личности),

v групповой динамики,

v социодинамики.

Развитие теории и практики социальной психокоррекции идёт параллельно с разработкой теоретических и методических основ социальной психопатологии.

Понятие психодрамы в социометрической концепции Дж. Морено

Существуют методы психокоррекции (по Дж. Морено): психо-, социодрама, тренинг активной релаксации, театрализация, которые используются в социальной психокоррекции для снятия излишнего мускульного и психологического напряжения.

Психодрама – это метод, инсценирования личного опыта, т.е. проигрывание ролей на сцене, направленное на активизацию психических процессов участников.

Психодрама – это глубинная психотерапия группы. В основе психотерапевтического действия психодрамы лежит принцип "от формируемой эмоции – к стимулу, к действию, а через него к катарсису". Понятие античных трагедий "катарсис" ввёл в научный оборот Аристотель. Катарсис – это "очищение" зрителя. Древнегреческие драматурги считали, что инсценирование трагедии освобождает зрителя от чрезмерно сильных эмоциональных переживаний.

Действие катарсиса позднее привлекло внимание психологов. Так, Л. С. Выготский писал: "… несмотря на неопределённость его (катарсиса—Е. Р.) содержания и несмотря на явный отказ от попытки уяснить себе его значение в аристотелевском тексте, мы всё же полагаем, что никакой другой термин из употребляющихся до сих пор в психологии не выражает с такой полнотой и ясностью того центрального для эстетической реакции факта, что мучительные и неприятные аффекты подвергаются некоторому разряду, уничтожению, превращаются в противоположные и что эта эстетическая реакция как таковая сводится к такому катарсису, то есть к сложному превращению чувств"[1].

В последние годы проблема "катарсиса" в психологии понимается шире. Катарсис связывается с эмоциональной трансформацией – превращением отрицательных эмоций в положительные.

Психодрама опирается на два толкования катарсиса: как "отчуждения переживаний" и как "разрядки напряжений".

Отчуждение чувства – это превращение его в посторонний объект рассмотрения и анализа, надёжный способ умертвить чувства. Такое понимание катарсиса развивалось в унисон фрейдовскому психоанализу, основной идеей которого является "отреагирование" вытесненных аморальных влечений, якобы изначально движущих поведением человека.

Идея, положенная З. Фрейдом в основу его метода, -- это идея катарсиса как исцеление через осознание.

Понимание катарсиса как "отреагирования" вытесненных влечений означает ликвидацию напряжения влечений, энергетический разряд. Оно сопряжено с фрейдовским представлением о регрессивном характере всего живого. Однако отнюдь не все учёные согласны с этим. Так, Ю. Бородай, как и Т. Флоренская, видит сущность катарсиса в переключении энергии влечений на более высокие цели. В этом, по их мнению, суть катарсического преобразования личности.

В психодраме Дж. Морено, отмечает американский психолог К. Рудестам, понятие катарсиса определяется как эмоциональное потрясение и внутреннее очищение.

Но рассматривать катарсис только как психодраматический механизм аффективной разрядки нецелесообразно. Это, во-первых, сужает понимание социопсихологической значимости самого метода психодрамы, а во-вторых, сужает понятие психодрамы.

Другие статьи:

Мышление как системный процесс.
Анохинская теория основана на телеологическом принципе, т.е. в ней утверждается, что любая деятельность, как животного, так и человека, обязательно направлена на достижение какой-либо цели. Таково мнение физиологов. В психологии принято с ...

Диагностика агрессивности в младшем школьном возрасте
Я провел исследование агрессивности в младшем школьном возрасте (возраст детей 9-10 лет). По моей просьбе они нарисовали рисунок несуществующего животного. В классе было 30 детей. Методика «Рисунок несуществующего живот­ного» (РНЖ) — одн ...

О понятии «Дух»
«Дух силен радостью». Лукреций Немецкое слово «дух» обладает столь большой областью применения, что требуется некоторое усилие, дабы вообразить, что же под всем этим имеется в виду. Духом обозначается тот принцип, который составляет про ...