Система взглядов и убеждений . Требования к учителю

Психология » Работа классного руководителя по развитию одаренности детей » Система взглядов и убеждений . Требования к учителю

Страница 1

Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. По замечанию одного исследователя, поскольку любой хороший учитель должен быть образцом педагогических добродетелей, но учитель, работающий с высокоинтеллектуальными детьми , в глазах учеников и родителей превращается в образец образцов. Наиболее значима для успешности работы учителя его общая личностная характеристика – система взглядов и убеждений, в том числе представления о самом себе, других людях , а так же о целях и задачах своей работы. Именно эти составляющие постоянно проявляются в межличностном общении.

Межличностное общение, способствующие оптимальному развитию детей с выдающимся интеллектом, должно носить характер помощи, поддержки, недирективности. Этому благоприятствуют такие черты учителя: представления о других; окружающие способны самостоятельно решать свои проблемы; они дружелюбны; имеют хорошие намерения; им присуще чувство собственного достоинства , которое следует ценить, уважать и оберегать; окружающим присуще стремление к творчеству; они являются источником скорее «+» эмоций, чем «-».

Представления о себе: я верю, что связан с другими, а не отделён и отчуждён от них; я компетентен в решении стоящих проблем; я несу ответственность за свои действия и заслуживаю доверия; меня любят, я привлекателен как человек; цель учителя: помочь проявлению и развитию способностей ученика, оказать ему поддержку и помощь. По мнению некоторых исследователей, поведение учителя для одарённых детей в классе, в процессе обучения, и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам: он разрабатывает гибкие индивидуальные программы; создаёт тёплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе; предоставляет учащимся обратную связь; использует различные стратегии обучения; уважает личность, способствует формированию положительной самооценки ученика, уважает его ценности; поощряет творчество и работу воображения, стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня; проявляет уважение индивидуальности ученика.

Все эти характеристики можно разделить на три группы. Успешный учитель для одарённых прежде всего прекрасный учитель – предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет.

В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одарённым школьником. Наконец, учителю необходимы особые качества, связанные с определённым типом одарённости учеников: интеллектуальной, творческой, социальной, психомоторной, художественной.

Неизбежно возникает вопрос: «Существует ли такой учитель ''образец образцов'' - в природе и можно ли такие качества, умения развить?». К счастью ответ на вопрос по отношению к большой части качеств и умений: « Да, можно развить», - и здесь есть весьма обнадёживающие результаты.

Учителям можно помочь развить указанные личностные и профессионально-личностные качества по меньшей мере тремя путями: с помощью тренингов – в достижении понимания самих себя и других; предоставлением знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одарённости; тренировкой умений, необходимых для того , чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы.

В литературе повторяются утверждения, что учитель для одарённых детей должен обладать исключительной силой, должен быть личностью, продуктивно реагирующий на вызов, умеющий принимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Всё это можно развить, основываясь на знании путей и способов изменения Я - концепции, используя технику групп личного роста.

1.Рекомендации родителям.

Многие психологи отмечают ведущую роль родителей в становлении самовосприятия и сами отношения, особенно в ранние годы жизни ребёнка. В соответствии с этим оказание помощи детям дошкольного и младшешкольного возраста, имеющих высокий интеллект, часть требует работы с их родителями. Указывается также, что отношение к себе у дошкольников легко поддается коррекции и эффективному воздействию, поскольку оно ещё только формируется.

В многочисленных руководствах для родителей и воспитателей, выпущенных как в нашей стране, так и за рубежом, рекомендуется соблюдать баланс между положительными и отрицательными оценочными суждениями, поощрять общение одарённого ребёнка со сверстниками, также наделёнными высокими способностями. Предполагается, что это позволит развить необходимую гибкость в общении, терпимость и интерес чужому мнению, навыки совместной работы, а также избежать искажённого представления о собственной исключительности.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Биологическое поле
Понятие о биополе является одним из самых широко используемых в настоящее время и одним из самых дискуссионных. Науке предстоит решить принципиальный вопрос: имеется или не имеет­ся у человека (и других живых систем) особое биологическое ...

Удовлетворенность браком.
В. Сатир (1992, с.17) утверждает, что, вступая брак, человек стремится обогатить, наполнить свою жизнь новым смыслом. Только очень странный человек, считает она, и по очень странным причинам сознательно пойдет под венец, зная, что брак сд ...

Общение ребенка со взрослыми: место и роль в психическом развитии ребенка
Высшие психические функции человека первоначально формируются как внешние, т.е. в реализации которых участвует не один, а два человека. И лишь постепенно они становятся внутренними (т.е. переходят из интра- в интропсихические). Развитие р ...