С одной стороны, родителей призывают не смотреть на своих детей как на потенциальных вундеркиндов, предостерегают их от нереалистических ожиданий, от завышения требований, от попыток вольно и невольно проецировать на ребёнка собственные амбиции и неосуществлённые надежды. С другой стороны, им рекомендуется избавиться от страха перед выдающимся интеллектом, не приглушать и не нивелировать способности своих детей, подводя их под ординарный стереотип, пытаясь уберечь необычного ребёнка от конфликтных столкновений с окружающим его миром.
Родителям предлагается позитивно и внимательно воспринимать эксцентричные поступки и идеи своих талантливых детей, поддерживать их стремление к самостоятельности и независимости. В случае конфликтов ребёнка с учителями и сверстниками рекомендуется оказывать ему необходимую помощь. Разрешать эти конфликты желательно во многих случаях путём перевода ребёнка в специальную школу для одарённых детей, где он не будет чувствовать себя на особом положении и легче сможет адаптироваться.
Многие авторы советуют с раннего возраста приучать одарённого ребёнка «нормально» реагировать на неудачи, способствовать тому, чтобы он не только принимал участие в занятиях, в которых не преуспевает, но даже получал удовольствие от этого. Считается, что таким образом удаётся ослабить болезненную реакцию незаурядных детей на неудачу. Взрослым следует учить таких детей справляться с их завышенными ожиданиями в отношении собственных возможностей. Психологи предлагают целый ряд приёмов, наводящих вопросов, которыми следует пользоваться родителям и учителям для того, чтобы стимулировать осмысление и «эмоциональную переработку» подобных критических ситуаций. Отмечая существенную роль половых различий в проявлении и развитии способностей, исследователи рекомендуют родителям уделять особое внимание одарённым девочкам, у многих из которых отмечается неуверенность в себе, неадекватно низкий уровень самооценки и притязаний.
Во многих из перечисленных рекомендаций содержится явное или скрытое указание на необходимость привести самооценку ребёнка в соответствие с его высокими умственными возможностями. Иными словами повысить её. Стабильное позитивное самовосприятие рассматривается как важнейшее условие для реализации потенциальных возможностей такого ребёнка. Родителям и учителям предлагается оказывать детям необходимую помощь и эмоциональную поддержку путём поощрения их деятельности внимательного и доброжелательного отношения к их мнению и проблемам.
Другие статьи:
Теория социального научения
В отличие от других, эта теория гласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление. Т.е. идет изучение человеческого поведения, о ...
Развитие психики человека и животного по А.Н. Леонтьеву
Развитие психики человека и животного
С незапамятных времён человек замечал различия в строении и поведении животных, умел отличать их от себе подобных существ. Он заметил, что животные живут совсем другой жизнью, они не похожи на людей ...
Развитие психики в животном мире.
Любая наука как самостоятельная отрасль человеческого знания имеет свой особый предмет. Предметом науки психологии являются закономерности возникновения, развития и проявления психики. Еще в глубокой древности человек обратил внимание на ...
Разделы