· 10% родителей относились к своим детям как к «Маленьким неудачникам». Они были склонны инфантилизировать детей, не замечать личной и социальной состоятельности. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка им казались детскими несамостоятельными несерьезными. Дети воспринимались как неприспособленные, открытые для дурных влияний. В результате дети постоянно испытывали страхи перед сколько-нибудь сложными ситуациями, боялись незнакомых людей, были неуверенны в собственных силах, нерешительны, необщительны тревожны.
· 10% (1 чел) – родителей относились к своим детям с позиции «отверженный». Детям была предоставлена полная свобода действий, бесконтрольность. Отсутствовала заинтересованность родителей делами и проблемами ребенка. В результате ребенок чувствовал себя никому не нужным, брошенным.
С испытуемыми проведено изучение уровня тревожности по опроснику личностной тревожности Дж. Тейлора (Приложение 3).
Опросник предназначен для измерения уровня тревожности (утверждения входят в состав MMPI в качестве дополнительной шкалы). Адаптирован Т.А.Немчиным в 1966 году. Опросник состоит из 50 утверждений. Согласно инструкции, испытуемый должен согласиться или не согласиться с данными утверждениями. Оценка результатов по опроснику производится путем подсчета количества ответов обследуемого, свидетельствующих о тревожности. Каждый ответ «нет» на высказывания с 1-13 и ответ «да» на высказывания с 14-49 оценивается в 1 балл. Суммарная оценка:
40-50 баллов – очень высокая тревожность
25-40 баллов – высокий уровень тревожности
15-25 – средний уровень с тенденцией к высокому
5-15 – средний уровень с тенденцией к низкому
0-5 - низкий уровень.
Результаты приведены в Таблице 4 (мальчики) и Таблице 5 (девочки).
Таким образом, из таблицы видно, что у двух мальчиков уровень тревожности средний с тенденцией к высокому (17 и 20 баллов) что составило 33,3 % , у двух - высокий уровень тревожности (26 и 32 балла) – 33,3 %, у двух – очень высокая тревожность (41 и 43 балла) – 33,3 %.
Таблица 4.
Показатели уровня тревожности у мальчиков до проведения коррекции
Испытуемый |
Уровень тревожности |
Характер тревожности |
1 |
32 |
высокий уровень тревожности |
2 |
41 |
Очень высокая тревожность |
3 |
20 |
средний уровень тревожности с тенденцией к высокому |
4 |
17 |
средний уровень тревожности с тенденцией к высокому |
5 |
26 |
высокий уровень тревожности |
6 |
43 |
Очень высокая тревожность |
Таблица 5.
Показатели уровня тревожности у девочек до проведения коррекции
Испытуемый |
Уровень тревожности |
Характер тревожности |
1 |
17 |
средний уровень тревожности с тенденцией к высокому |
2 |
36 |
высокий уровень тревожности |
3 |
21 |
средний уровень тревожности с тенденцией к высокому |
4 |
19 |
средний уровень тревожности с тенденцией к высокому |
Другие статьи:
Теория самоактуализации
В последней книге Маслоу "Дальние достижения человеческой природы" [19] описываются восемь путей, которыми индивидуум может самоактуализироваться, восемь типов поведения, ведущих к самоактуализации.
1. "Прежде всего, самоа ...
Основные положення Я – концепции
Термин «Я-концепция» (на английском “self-conception”, дословно – «концепция себя») появился в русскоязычной психологической литературе сравнительно недавно. Ранее в таком же значении использовались термины «образ себя», «самосознание». ...
Роль воображения в художественном творчестве.
По мнению Э.В.Ильенкова: «В форме искусства развивалось и развивается та самая драгоценная способность, которая составляет необходимый момент творчески-человеческого отношения к окружающему миру, - творческое воображение или фантазия». (Ц ...
Разделы