Психологический тип как информационная система

Страница 1

Долгое время никто не делал попыток (по крайней мере, успешных) достаточно глубоко разработать положения, вы­двинутые в этих работах, и тем более — продолжить дальше мысль К. Юнга. Лишь в 1979 году литовская ученая Аушра Аугустинавичуте заново «открыла» великую идею швейцар­ского психолога. Она пришла к выводу, что психологический тип является врожденной психической структурой, опреде­ляющей конкретный вид информационного обмена личности со средой. Вокруг нее сложилась группа энтузиастов: мате­матики, врачи, художники, специалисты по вычислительной технике. Их совместными усилиями на фундаменте, который некогда был заложен К. Юнгом, стали возникать контуры здания новой науки, привлекая все новых и новых исследова­телей.

В чем же новизна соционики, если ее сопоставить с психологическими теориями, существовавшими до нее. Прежде всего — в отходе от специально-психологических понятий. Сделана попытка применить идею Юнга к более широкому спектру характеристик, управляющих сознанием человека. Во внимание берутся, собственно, не одни только психиче­ские реакции (как было у Юнга), но и все многообразие свя­занной с ними деятельности человека. Человек рассматри­вается как информационная система, имеющая конкретные каналы связи, с характерными для них ограничениями. Чело­веческое общение, соответственно, понимается как обмен информацией, причем термин «информация» трактуется чрез­вычайно широко: информация не обязательно может быть выражена в отвлеченных символах (среди людей улыбка, вы­разительный жест, интонация — в той же степени и даже более информативны, чем любая вербальная формула). Ин­формационный характер носят и чувства, и даже предчув­ствия, и настроение собеседника, и эстетические впечатления от произведений литературы, живописи, музыки.

Что представляет собой «информационное поле» нашего общения, чем отличаются друг от друга ««информационные каналы»: одинаково ли действуют они у разных групп людей, а если нет, то закономерна ли их неодинаковость? Как соот­носятся между собой разные типы информационных систем? Все это крайне важно понять для создания максимально эф­фективного рекламного сообщения, способного активно по­влиять на поведение человека как потребителя.

Соционическая модель информационного типа

Рассматривая человека как информационную систему, соционика создала информационную модель соционического типа, где каждая функция, являясь элементом информацион­ного обмена, находится на определенном уровне и канале информации

В психике человека выделяют четыре основных канала связи с миром: первый — самый мощный, он определяет тип человека — в зависимости от того, какая функция здесь располагается — логика, этика, сенсорика или интуиция. По этому каналу связи человек получает наиболее полную ин­формацию о мире. Второй канал является «продуктивным», или «творческим» — это область принятия решений, об­ласть активного действия. Третий канал характеризуется не­высокой энергетикой, с одной стороны, и высокой степе­нью притязаний человека по данной функции — с другой. Поэтому психическая функция, размещенная здесь, оказы­вается уязвимой для постороннего воздействия — это точка наименьшего сопротивления. Четвертый канал — суггес­тивный, по этой функции человек наиболее внушаем, она самая слабая из четырех. Все четыре функции (логическая, эмоциональная, ощущающая и интуитивная) представлены у каждого человека, но с разной степенью интенсивности, рас­пределены на разных каналах и по-разному проявляются в поведении человека.

Каждая функция имеет в соционике графическое и сло­весное обозначение:

— экстравертированная логика, которая в соционической интерпретации трактуется как деловая логика, эффектив­ность, целесообразность, технология поступков;

— интравертированная логика — абстрактная логика, структура системы, объективные научные теории;

— экстравертированная этика — эмоции, внутреннее со­стояние, его внешнее проявление;

— интровертированная этика — этика отношений, чувства симпатии-антипатии, любви-ненависти;

— экстравертированная сенсорика — сенсорика волевая, умение овладевать пространством, сила воли, требователь­ность;

— интровертированная сенсорика — сенсорика ощуще­ний, внутреннее состояние, самочувствие, ощущение ком­форта и гармонии;

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Характеристика ощущения, восприятия и памяти у школьников с нарушением познавательной деятельности
“Ощущения и восприятия – первая ступень познания окружающего мира”[1], которая остаётся важной на протяжении всей жизни. У детей с поражённой нервной системой процессы ощущения и восприятия формируются замедленно, с большим количеством ос ...

Работа с рисунком
Важное место в работе по методу символдрамы занимает рисование пациентом пережитого им образа. Специалистами Института Кататимно-имагинативной психотерапии в Германии разработана специальная методика проведения психодиагностики – на основ ...

Изменение личностных установок педагога как основа гуманизации образовательного процесса.
Очевидно, что новая реформа образования должна основываться на перестройке личностных установок педагогов как главных субъектов образовательного процесса. Однако известные зарубежные технологии и техники, способствующие личностному росту, ...