Психологический тип как информационная система

Страница 1

Долгое время никто не делал попыток (по крайней мере, успешных) достаточно глубоко разработать положения, вы­двинутые в этих работах, и тем более — продолжить дальше мысль К. Юнга. Лишь в 1979 году литовская ученая Аушра Аугустинавичуте заново «открыла» великую идею швейцар­ского психолога. Она пришла к выводу, что психологический тип является врожденной психической структурой, опреде­ляющей конкретный вид информационного обмена личности со средой. Вокруг нее сложилась группа энтузиастов: мате­матики, врачи, художники, специалисты по вычислительной технике. Их совместными усилиями на фундаменте, который некогда был заложен К. Юнгом, стали возникать контуры здания новой науки, привлекая все новых и новых исследова­телей.

В чем же новизна соционики, если ее сопоставить с психологическими теориями, существовавшими до нее. Прежде всего — в отходе от специально-психологических понятий. Сделана попытка применить идею Юнга к более широкому спектру характеристик, управляющих сознанием человека. Во внимание берутся, собственно, не одни только психиче­ские реакции (как было у Юнга), но и все многообразие свя­занной с ними деятельности человека. Человек рассматри­вается как информационная система, имеющая конкретные каналы связи, с характерными для них ограничениями. Чело­веческое общение, соответственно, понимается как обмен информацией, причем термин «информация» трактуется чрез­вычайно широко: информация не обязательно может быть выражена в отвлеченных символах (среди людей улыбка, вы­разительный жест, интонация — в той же степени и даже более информативны, чем любая вербальная формула). Ин­формационный характер носят и чувства, и даже предчув­ствия, и настроение собеседника, и эстетические впечатления от произведений литературы, живописи, музыки.

Что представляет собой «информационное поле» нашего общения, чем отличаются друг от друга ««информационные каналы»: одинаково ли действуют они у разных групп людей, а если нет, то закономерна ли их неодинаковость? Как соот­носятся между собой разные типы информационных систем? Все это крайне важно понять для создания максимально эф­фективного рекламного сообщения, способного активно по­влиять на поведение человека как потребителя.

Соционическая модель информационного типа

Рассматривая человека как информационную систему, соционика создала информационную модель соционического типа, где каждая функция, являясь элементом информацион­ного обмена, находится на определенном уровне и канале информации

В психике человека выделяют четыре основных канала связи с миром: первый — самый мощный, он определяет тип человека — в зависимости от того, какая функция здесь располагается — логика, этика, сенсорика или интуиция. По этому каналу связи человек получает наиболее полную ин­формацию о мире. Второй канал является «продуктивным», или «творческим» — это область принятия решений, об­ласть активного действия. Третий канал характеризуется не­высокой энергетикой, с одной стороны, и высокой степе­нью притязаний человека по данной функции — с другой. Поэтому психическая функция, размещенная здесь, оказы­вается уязвимой для постороннего воздействия — это точка наименьшего сопротивления. Четвертый канал — суггес­тивный, по этой функции человек наиболее внушаем, она самая слабая из четырех. Все четыре функции (логическая, эмоциональная, ощущающая и интуитивная) представлены у каждого человека, но с разной степенью интенсивности, рас­пределены на разных каналах и по-разному проявляются в поведении человека.

Каждая функция имеет в соционике графическое и сло­весное обозначение:

— экстравертированная логика, которая в соционической интерпретации трактуется как деловая логика, эффектив­ность, целесообразность, технология поступков;

— интравертированная логика — абстрактная логика, структура системы, объективные научные теории;

— экстравертированная этика — эмоции, внутреннее со­стояние, его внешнее проявление;

— интровертированная этика — этика отношений, чувства симпатии-антипатии, любви-ненависти;

— экстравертированная сенсорика — сенсорика волевая, умение овладевать пространством, сила воли, требователь­ность;

— интровертированная сенсорика — сенсорика ощуще­ний, внутреннее состояние, самочувствие, ощущение ком­форта и гармонии;

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Особенности проявления темперамента у младших школьников.
Существуют и выделяются исследователями и педагогами особенности проявления темпераментных особенностей младших школьников в протекании речевых и мыслительных процессов, а также в специфике внимания. 2.1 Сангвиник Очень живой, непоседли ...

Темперамент как фактор деятельности
Особенности темперамента следует учитывать при профессиональном отборе. Профессия оператора пульта управления автоматической системы, например, требует своевременного и быстрого реагирования на изменения в работе многих агрегатов и быстро ...

Природа отклоняющегося поведения
Негативные явления свидетельствуют о наличии исторических предпосылок, объективных и субъективных условий, о противоречивости общественного развития, в котором тесно переплелись как трудности становления и развития, так и деформация эконо ...