Психологический тип как информационная система

Страница 2

— экстравертированная интуиция — интуиция возмож­ностей, способность оценить внутреннее содержание, потен­циальные возможности данного в наличии объекта;

— интровертированная интуиция — интуиция времени, предчувствие, прогноз, способность улавливать динамику развития, поэтическая фантазия, мистическое чувство.

Все эти обозначения, конечно, условны. «Этика» вовсе не означает здесь науку о морали и нравственности, а способ­ность улавливать (или выражать) эмоции. «Сенсорика» — это не только сфера ощущений, но и психическая способность, позволяющая осуществлять экспансию во внешнем мире. «Логика деловая» — сфера конструктивного, рационального действия. С логикой как с наукой она никак не связана.

Но зато «абстрактная логика», безусловно, царствует в области научных теорий, всякого рода абстракций и обобще­ний. Что касается «интуиции», то это понятие, пожалуй, наи­более адекватно своему общеупотребительному смыслу. Ино­гда в соционической терминологии используют цвет соответ­ствующего символа и тогда говорят: «черная интуиция», «белая логика» и т.д.

Соответствующим образом обозначается и психологиче­ский тип человека, у которого преобладает та или иная функция. Человека, обращенного преимущественно к миру материальных объектов, объективных идей, назовем логиком;

того, кто выражает себя в чувствах, воспринимает чьи-то симпатии и антипатии, назовем этиком. Человека, ориентиро­ванного на окружающее пространство, на овладение им или на ощущения, назовем сенсориком. А того, кто способен ула­вливать потенциальные возможности объекта или хорошо прогнозирует события, — интуитивом.

Соционика расширила список юнговских типов до шест­надцати, дала их описание, предсказала поведение того или иного типа в общении с другими, раскрыла закономерности межтипных отношений, составила таблицы межтипных отно­шений. Каждый из описанных типов имеет выраженные ха­рактеристики, легко узнаваем, имеет соционическое название и псевдоним (Интуитивно-логический экстраверт — «Дон Ки­хот»; сенсорно-этический экстраверт «Наполеон»; логико-интуитивный интроверт «Робеспьер» и т. д.).

Страницы: 1 2 

Другие статьи:

Понятие "сложная педагогическая ситуация", его обоснование в трудах, в исследованиях педагогов и психологов.
Сложная педагогическая ситуация, как правило, характеризуется напряженностью, зачастую находящей выражение в различного рода конфликтных проявлениях. Подобные ситуации требуют от родителя принятия педагогически правильного решения, однако ...

Особенности развития личности подростков с ограниченными возможностями
Детская инвалидность - одна из острейших проблем современного общества. По определению ВОЗ «инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленного заболеванием, последствием травм и ...

Заключение.
Проблема личности - проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Понятие личности относится к числу сложнейших в человекознании. До сих пор ещё не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого опр ...