Особенности самосознания подростка

Страница 3

Поскольку интерес к себе у подростка обострен, подросток очень чуток к оценке взрослыми отдельных качеств его личности, интеллекта, способностей, он отличается большой ранимостью, часто болезненным переживанием любых

24

критических замечаний о себе. Иногда критические замечания падают на почву неуверенности в себе, в свои возможности и способности. Подобная ситуация вызывает сильные, переносимые только в себе, аффективные переживания в виде обиды, тоски, потери уверенности в себе. В частности они могут привести к развитию таких свойств личности, как замкнутость, сознание своей неполноценности, неуверенность в себе, стеснительность.

Чувства подростка в отношении себя очень разнообразны, они не являются пассивным, страдательным состоянием, а приобретают новое значение и смысл в его психической жизни, становятся способом выявления, уточнения, осознания основных интересов, своеобразным регулятором его отношения к людям - к взрослым, товарищам, лицам другого пола. Многообразные формы переживания (как положительные, так и отрицательные), связанные с сознанием своих особенностей, своей ценности, места в коллективе, с осознанием отношений других людей является одним из основных внутренних условий формирования самосознания подростка и, в первую очередь, его эмоционально-ценностной сферы.

В подростковом возрасте самосознание все больше начинает включаться в процесс управления поведением. Причем в этом процессе участвуют все акты самосознания. Непосредственным компонентом целостной системы управления поведением подростка выступает саморегуляция. Основным внутренним рычагом саморегуляции является самооценка. Возникая под влиянием общения, разнообразных форм взаимодействия с людьми, самооценка в свою очередь начинает регулировать поведение подростка в его общении со сверстниками и взрослыми [3;102].

Сложившаяся самооценка регулирует не только процесс его общения, но так же играет большую роль в восприятии им других людей, создавая избирательность восприятия и внимания при оценке других.

Если подросток, обладая устойчивой адекватной самооценкой находится в условиях, которые способствуют нормальному удовлетворению его

25

потребности в самоутверждении, то моральная саморегуляция его поведения проявляется на достаточно высоком уровне у подростка развивается умение владеть своими эмоциональными состояниями, контролировать себя и организовывать свое поведение в соответствии с условиями общения.

Если подросток с устойчивой, адекватной самоооценкой попадает в такие условия общения, когда он постоянно сталкивается с недооценкой его возможностей, ограничением самостоятельности, ущемлением достоинства со стороны взрослых, то он значительно меняет свои поведенческие реакции. Подобные психологические условия общения становятся разрушительным фактором его саморегуляции. У подростка может снизиться уровень уверенности в себе, уменьшается инициативность его поведения, он превращается в исполнителя власти другого. Напротив отказ от исполнения этой власти влечет за собой сопротивление и различные негативные проявления. Подросток с заниженной самооценкой, и достаточным уровнем ее устойчивости в такой ситуации оказывается в наиболее неблагоприятных условиях, постоянное подкрепление неустойчивой самооценки такими факторами вызывает еще большее ее колебание, непоследовательность. Саморегулирование становиться узкоситуативным, его возможности снижаются [8;45].

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Мотивация как психологическая категория
Мотивация является одной из фундаментальных проблем, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельн ...

Вождь и масса. Управление массой
Итак, из двух предыдущих глав нам удалось выяснить, что главным цементирующим фактором внутри массы является идентификация между членами массы на основе образования у них общей психологической инстанции – Идеала-Я. Обычно эта инстанция обр ...

Заключение.
Наша работа посвящена агрессивности детей и методами работы с ней. На наш взгляд это существенный вклад в практическое направление психологической работы в целом, а так же и в частности, т.к. наши упражнения являются практическим пособие ...