22
выраженные индивидуальные формы проявления, связанные со спецификой условий протекания подросткового возраста в каждом конкретном случае [24; 102].
Доминирующим моментом системы познавательных интересов подростка становиться психологические качества окружающих людей, прежде всего близких его сверстников. Развитие интереса к другому обуславливается новыми формами общения подростков между собой. Оно строится на взаимо интересных занятиях, обсуждениях, в которых обнаруживается «родство» пережитого, продуманного. Главным моментом содержания общения выступают более глубокие личные взаимоотношения, связанные с самыми разнообразными эмоциями (симпатия, зарождающаяся дружба, любовь). Подростки активны как в установлении отношений между собой, так и в ходе их дальнейшего поддержания. Общение подростков включает в себя и разнообразные поступки по отношению друг к другу, и последующее размышление о них. От размышления об отдельных поступках сверстников они переходят к анализу всей совокупности взаимоотношений с ними.
Интерес к своему сверстнику, углубленный процессом общения с ним, размышлением о его качествах, поведении заставляет подростка присмотреться и к себе, проанализировать свое поведение в этом общении, разобраться в своих чувствах, возможностях и тому подобное. Таким образом, общение имеет прямое отношение к формированию представления о себе, своих поступках и качеств товарища со своими собственными .
В постепенном процессе познания собственных качеств у подростка сохраняется та же самая последовательность, что и в познании качеств другого, то есть в начале выделяются чисто внешние характеристики, затем качества, связанные с выполнением какой либо деятельности, и, наконец, личностные качества, более скрытые свойства внутреннего мира.
Потребность разобраться в своем поведении, оценить его сточки зрения соответствия или несоответствия внешним требованиям реализуется
23
подростком в процессе самоанализа. Обычно самоанализ, к которому обращается подросток, не является самоцелью и беспредметным «самокопанием». Он возникает как реакция неудовлетворенности собственными психологическими особенностями. Самоанализ является одним из путей самопознания, результат его фиксируется в самооценке подростка [31;41].
И оценка подростком своих качеств происходит не по абсолютному отношению к качествам другого подростка, а с точки зрения осознания степени своей взрослости. Он как бы выделяет для себя «эталон-взрослости» -восприятие и оценка себя осуществляется через этот «эталон». Поскольку найденный для себя «эталон взрослости» не всегда соответствует действительным возможностям подростка и не находит соответствующих способов реализации, неадекватная, неустойчивая самооценка на начальных этапах формирования может привести к тому, что подросток переоценивает, или напротив, недооценивает себя, а уровень его притязаний часто не соответствует уровню фактических достижений. И если поведение строится на такой неадекватной самооценки, то конфликт между подростком и окружающими становиться неизбежным [20; 14].
Таким образом, развитие самооценки в процессе самопознания подростка происходит скачками: с ростом ее объективности наблюдаются резкие переходы от одной самооценки к другой, могут иметь место и крайности в оценке себя. Процесс установления самооценки сопровождается с переживаниями самых разнообразных чувств. Подростковый возраст в целом отличается большой экспрессивностью и переживания, включенные в процесс самопознания, становления самооценки, протекают на уровне высокой эмоциональности [8;46].
Другие статьи:
Практическая деятельность Б.В. Зейгарник.
Сама Блюма Вульфовна была необычайно изобретательна в работе с больными. Каждый, кому приходилось работать с психически больными, хорошо знает, как трудно иногда привлечь внимание больного, заставить его выполнять самое простое задание. О ...
Творчество Стивена Кинга
Даже если вы не любите жанр ‘horror’, то наверняка знаете Стивена Кинга, которого зовут королем ужаса. И хотя вот уже четверть века его романы служат прекрасным тренажером для развития критической язвительности, самый богатый писатель пл ...
Экологическая психофизиология
Экологическая психофизиология занимается изучением психофизиологических механизмов воздействия на человека экологически вредных факторов, нарушающих психическую деятельность и поведение человека. В сферу ее интересов входят:
· разработка ...



Разделы