Самосознание подростков с ограниченными возможностями

Психология » Самосознание подростков с ограниченными возможностями

Одной из актуальных проблем психологии является изучение самосознания детей и подростков с ограниченными возможностями. Исследование этой проблемы дает обширный материал для понимания личности подростков, что необходимо для последующего интегрирования их в общество.

Самосознание - это система представлений человека о самом себе, в которую входит как осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а так же субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов [1;12].

В данной работе рассмотрены особенности самосознания подростков с ограниченными возможностями. Если для здорового подростка формирование положительной «Я концепции» играют важную роль, то для подростка с ограниченными возможностями это важно вдвойне. Осознание своих ограниченных возможностей формирует у них низкую самооценку, а это, в свою очередь порождает чувство неуверенности в себе и чувство неполноценности. Если ребенок имеет видимые физические недостатки, оно будет усиливаться, поскольку внешний вид подростка сильно влияет на его самоощущение.

Проблемами самосознания занимались как зарубежные, так и отечественные ученые. Среди зарубежных исследователей известны работы Э. Берна, У. Джеймса, Ч. Кули, Д. Мида, Э. Эриксона, К. Роджерса. В отечественной психологии проблеме человеческого «Я» и самосознания личности уделяется большое внимание в работах И. Кона, В. Столина, И. Чесноковой, Г. Акопова и т.д.

В этих работах диалектически проанализирован комплекс принципиально важных вопросов самосознания и образа «Я» в различных его психологических аспектах.

До настоящего времени проблема психологического изучения личности подростков с ограниченными физическими возможностями остается мало

разработанной. По самосознанию подростков с ограниченными физическими возможностями литературы не достаточно. Большей частью это лишь отдельные статьи в журналах, освещающие отдельные аспекты проблемы. Это работы О.Л. Романовой, И.К. Левченко, И.И. Мамайчука, И.В. Кривоноса, О.Е. Шаповаловой, Е.С. Шильштейна.

Цель данной работы - рассмотреть особенности самосознания подростков с ограниченными физическими возможностями.

Объект исследования - подростки с ограниченными физическими возможностями, посещающие центр реабилитации Ново-Савиновского района г.Казани.

Предмет исследования изучение особенностей самосознания подростков с ограниченными возможностями.

В ходе работы выдвинута основная гипотеза: самосознание подростков с ограниченными физическими возможностями отлично от самосознания их здоровых сверстников. Основная гипотеза разбита на следующие: 1. У подростков с ограниченными физическими возможностями неадекватная (либо очень высокая, либо очень низкая) самооценка, в то время как у большинства их здоровых сверстников самооценка адекватная. 2.Инвалиды с ограниченными возможностями более интроверсированны, чем здоровые подростки.

3. У подростков с ограниченными возможностями оказавшихся во фрустрационной ситуации, преобладает тип реакции с фиксацией на самозащите. Для здоровых подростков характерен тип реакции с фиксацией на удовлетворение потребности или на препятствии.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1. Рассмотреть понятие, структуру и развитие самосознания подростков с ограниченными физическими возможностями в трудах отечественных и зарубежных исследователей.

2. Рассмотреть особенности самосознания у подростков с граниченными физическими возможностями.

3. Исследовать особенности самосознания у подростков с ограниченными физическими возможностями.

Для эмпирического доказательства гипотезы в качестве методов исследования были использованы: методика изучения уровня притязаний и самооценки Дембо-Рубинштейна, методика «Личностный дифференциал», тест фрустрационной толерантности Розенцвейга. Исследуемую группу составили 30 подростков с ограниченными возможностями в возрасте от 12 до 18 лет. Контрольную группу составили 30 здоровых школьников, учащихся седьмых и девятых классов общеобразовательной школы.

Данная работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложения, содержит диаграммы, таблицы. В дипломной работе использовалось 31 источников литературы.

Другие статьи: