Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и подростков-инвалидов

Психология » Самосознание подростков с ограниченными возможностями » Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и подростков-инвалидов

Страница 1

По результатам исследования с помощью методики Дембо-Рубинштейна были выявлены (среднее значение и стандартное отклонение) самооценка, уровень притязаний и расхождение между этими параметрами у подростков с ограниченными возможностями и у здоровых сверстников (см. прилож.4,5).

Анализ результатов средних значений по 7 показателям показал, что у здоровых подростков уровень притязаний выше, чем у подростков с ограниченными возможностями, значение этого показателя в контрольной группе - 90,1, а в экспериментальной - 85,4 (р«0,4) (см. табл.2.1.1.).

Таблица 2.1.1.

Средние значения самооценки и уровня притязаний в экспериментальной и

контрольной группах

Исследуемый фактор

Среднее значение

Среднее значение по фактору пола

В эксп. группе

В контр группе

В эксперементаль-ной группе

В контрольной группе

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Уровень притязаний

85,4

90,1

85,0

85,2

91,0

87,1

Самооценка (СО)

64,3

66,2

67,5

60,5

73,4

57,7

Расхождение между УПР и СО

21,1

23,9

17,5

24,7

17,6

29,4

Расхождение между средними значениями уровня притязаний и самооценки для обеих групп умеренное (р«0,4), соответственно - 21,1 в экспериментальной группе и 23,9 в контрольной.

Рассмотрим исследуемые факторы по параметрам (см прилож. 6):

По фактору здоровья у подростков инвалидов наблюдалось сильное расхождение между уровнем притязания и самооценкой (27,7), а у здоровых подростков умеренное расхождение (17,9) (р~0,4) Это указывает на то, что подростки с ограниченными возможностями хотят обрести полноценное здоровье. В качестве личностных ценностей этот фактор детерминирует высокую значимость и является результатом общего благополучия.

По фактору: уверенности в себе, наблюдается сильное расхождение между средними значениями в экспериментальной (24,2) и в контрольной группах

По показателям внешности так же имеются существенные расхождения в группе здоровых (20) и подростков с ограниченными возможностями (20,1). Это говорит о наличии сильных негативных переживаний по поводу своей внешности и с неуверенностью в своих силах (р~0,38).

При оценке по шкалам «ум, способности» у подростков из обеих групп неадекватность резко возрастает в сторону завышенных оценок.

Так, фактор авторитарности показал, что у контрольной группы расхождения выше, чем у экспериментальной группы (15,5 и 25,5). Это свидетельствует о том, что подростки хотели бы видеть себя самостоятельными, относительно независимыми от мнения окружающих.

Сравнение среднего значения уровня притязаний среди мальчиков-инвалидов и здоровых показало их видимые отличия (р~0,4): 85,0 и 91,0. У девочек экспериментальной и контрольной групп данные параметры существенно не отличаются (р«0,7) и равны соответственно 85,2 и 87,1 (см. табл. 2.1.1). Это указывает на желание подростков быть «выше» и лучше других.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Практическая деятельность Б.В. Зейгарник.
Сама Блюма Вульфовна была необычайно изобретательна в работе с больными. Каждый, кому приходилось работать с психически больными, хорошо знает, как трудно иногда привлечь внимание больного, заставить его выполнять самое простое задание. О ...

Общее понятие о конфликте
Недостатка в различных определениях конфликта нет. Мы приведем несколько из них, каждое из которых раскрывает и подчеркивает ту или иную сторону этого динамического группового процесса: * Конфликт обычно рассматривается как состояние не ...

Использование образов в психотерапии
Еще Фрейд широко использовал образы в психотерапевтической работе. Материалы сновидения были им признаны элементами «столбовой дороги» в бессознательное. Также Шульц, автор знаменитой системы аутогенной тренировки, ввел в последние упражн ...