Основные подходы к проблеме обучения и воспитания детей с дебильностью в России и за рубежом

Психология » Психолого-педагогическая характеристика детей школьного возраста с нарушением познавательной деятельности » Основные подходы к проблеме обучения и воспитания детей с дебильностью в России и за рубежом

Страница 1

Подходы к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями, в том числе и детей с дебильностью, как в России, так и за рубежом зависят от отношения государства к лицам с отклонениями в развитии. В ходе исторического процесса отношение к данному контингенту людей обществ и государств претерпевало значительные изменения: от презрения, агрессии до осознания необходимости обучения и воспитания лиц с физическими и психическими отклонениями, понимания необходимости их интеграции в общество.

В настоящее время существует ряд международных правовых документов, регулирующих деятельность системы образования в отношении лиц с особыми потребностями, в том числе с умственной отсталостью, в вопросе осуществления их прав. “Декларация о правах умственно отсталых лиц” (от 20 декабря 1971 года) провозглашает право любого человека, имеющего нарушение интеллектуальной деятельности “на подлежащее медицинское обслуживание и лечение, а также право на образование, обучение, восстановление трудоспособности и покровительство, которые позволяет ему развивать свои способности и максимальные возможности”, на продуктивный труд или занятие любой полезной деятельностью в силу своих возможностей, на то, чтобы условия жизни в специальном учреждении как можно меньше отличались от условий обычной жизни. (Приложение 1) “Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями” (от 10 июня 1994 года) отражает убеждение участников Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями в том, что в соответствии с основным правом ребёнка на образование, лица, имеющие особые потребности должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые, в свою очередь, обязаны создать им условия для удовлетворения этих потребностей. Делегаты конференции призывают правительства различных стран к совершенствованию их систем образования, к принятию в форме закона или декларации принцип инклюзивного образования, заключающийся в поступлении всех детей в обычные школы, если нет серьёзных причин поступать иначе, к разработке проектов и поощрению обмена со странами, имеющими опыт в области инклюзивных школ. (Приложение 2) То есть дети школьного возраста со снижением интеллекта в степени дебильности, не имеющие сопутствующих нарушений, не позволяющих им обучаться вместе с нормальными детьми, могли бы обучаться в подобных школах, при условии их наличия.

Так же участники саламанкской конференции обозначили рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями. Руководящий принцип, которым они руководствовались – школы должны принимать всех детей, несмотря на их физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие особенности, должны изыскивать пути успешного обучения всех детей, включая тех, у которых есть физические или умственные отклонения и недостатки. Все провозглашаемые принципы и изменения в системе образования необходимы для полноценного осуществления основных прав человека.

Но положение с совершенствованием специального образования варьируется в зависимости от стран, поскольку для совершенствования системы требуется высокий уровень социально-экономического развития государства. Поэтому в развитых странах процессы интеграции в области образования идут уже давно и накоплен значительный опыт в обучении и воспитании детей с особыми потребностями, в том числе, умственно отсталых. Например, В США в соответствии с федеральным законом "Акт об образовании лиц с нарушениями", дети подлежат специальному обучению, если они имеют нарушение по одной из следующих категорий: умственная отсталость, нарушения слуха, включая глухоту, нарушения речи, включая нарушения звукопроизношения, нарушения зрения, включая глухоту, серьёзные эмоциональные расстройства, ортопедические недостатки, аутизм, травматические повреждения мозга, специфические трудности в обучении, другие заболевания, такие как туберкулёз, патология сердечной деятельности, эпилепсия, диабет. В 1990 году был принят Общественный Закон 110-476 "Акт об Образовании лиц с нарушениями". Он придаёт особое значение требованиям к составлению программ по переходу подростков с нарушениями из школьной во взрослую жизнь. В этом же году был введён в действие “Акт об американцах с нарушениями”, который запретил дискриминацию лиц с нарушениями при приёме на работу, в транспорте, в общественных местах и на телевидении.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Личностные факторы
Если мы обратим внимание на жизненные ситуации и события, способные вызвать стресс, то увидим, что некоторые из них являются положительными и благоприятно влияют на нашу жизнь (свадьба, личный успех, рождение ребенка, успешная сдача экзам ...

Причины возникновения сложных педагогических ситуаций в процессе семейного воспитания.
Отношения родителей к детям носят многообразный, всеобъемлющий характер, оказывая влияние и на психосоциальное развитие личности ребенка. Данный вид взаимоотношений можно рассматривать как разновидность, так называемых педагогических отно ...

Этап развития речевого общения.
Основными событиями на этапе развития речевого общения являются: во-первых, изменение содержания общения и развитие соответствующих этому функций речи как средства общения; во-вторых, овладение произвольной регуляцией речевыми средствами. ...