Анализ факторов, влияющих на характер супружеских отношений.

Психология » Уровень развития интеллекта супругов и удовлетворенность браком » Анализ факторов, влияющих на характер супружеских отношений.

Страница 1

Массив данных о факторах, влияющих на характер супружеских отношений, накопленных на сегодняшний день отечественными учеными и зарубежными исследователями достаточно велик. При этом следует заметить, что эти факторы рассматриваются в тесной связи с такими деятельностными характеристиками семьи, как воспитание детей, спецификой взаимоотношений в семьях с различной профессиональной, социальной принадлежностью супругов и т.д [8], [11], [13], [23], [37].

Так, например, данные об отрицательном влиянии раннего возраста вступления в брак на стабильность брака подтверждаются целым рядом исследований, проведенных на разных популяциях респондентов [52].

Целый ряд работ был посвящен проблемам молодой семьи [10], [11]. В них выделены факторы нестабильности молодой городской семьи: кратковременность добрачного знакомства супругов, ранний (до 21 года) возраст вступления в брак, негативное отношение к супругу, неуспешность брака родителей одного или обоих супругов, добрачная беременность, разные мнения супругов на вопросы быта и досуга и др. [39], [10]. Были интересны, полученные в результате исследования, данные о том, что фактор экономического благосостояния влияет на успешность брака, в зависимости от того, какое место в иерархии ценностей занимает оно у супругов и в зависимости от того, насколько сходными являются ожидания супругов в этом плане [12], [17].

Огромный пласт работ посвящен проблеме связи сходства установок супругов в сфере семейных ролей и удовлетворенности браком [28], [29], [3], [26], [28], [20]. Значимый вклад в разработку этой проблемы был внесен И. Н. Обозовым и А. Н. Обозовой (Волковой). Полученные ими данные свидетельствуют о том, что несовпадение мнений супругов по поводу функций семьи, характера распределения основных семейных ролей приводит к дезорганизации семьи [28]. Ими так же было показано, что совпадение мнений супругов по этим вопросам влияет на их совместимость и успешность брака. Н.Н. Обозов и А.Н. Обозова (1981) выделили субъективные и объективные, внешние и внутренние факторы стабильности. К внешним объективным факторам они относят стабильность социальной системы и материальные условия существования семьи. К внешним субъективным - силу социального контроля, эффективность правовых норм, национальных и культурных традиций, ожиданий значимого окружения. К внутренним субъективным относят эмоциональные связи и к внутренним объективным - показатели супружеской совместимости [27], [28], [29]. Сходные результаты были получены в целом ряде других работ. Так, в исследовании Н. Ф. Федотовой выявлено, что с удовлетворенностью браком тесно коррелируют такие показатели, как сходство ролевых ожиданий мужа и жены, ролевое соответствие мужа и жены, уровень понимания ролевых ожиданий другого каждым из супругов. Данные, полученные в работе Н. Ф. Федотовой (1981), свидетельствуют о том, что в счастливых семьях мнения супругов о главенстве в семье совпадают [43].

Важность ролевого взаимодействия как фактора, влияющего на успешность брака подтверждают данные исследования [4]: уровень совпадения оценок супругов относительно выполнения семейных ролей коррелирует со стабильностью брака в большей степени, чем показатель уровня сходства и различия ориентаций супругов в различных сферах семейной жизни.

Отдельное направление представляют работы, посвященные проблеме влияния эмоциональных факторов на отношения в браке. Эти исследования показали, что основным мотивом вступления в брак в нашей стране является любовь, что характер супружеских отношений определяет представление о том, какую роль в жизни людей играет любовь. Так, люди, оценивающие свой брак как благополучный, оценивают любовь выше, чем остальные [42].

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Биология открытого брака
Отчего человеческие существа склонны к изменам, если они так сильно осложняют нашу жизнь? Почему мы клянемся, друг другу в верности, а затем, так часто, практикуем адюльтер? Легкомысленный очевидный ответ: «Слишком приятно, чтобы останови ...

Психолого-педагогические рекомендации для проведения урока с учетом особенностей темперамента младших школьников.
Знание черт темперамента детей позволяет правильнее понимать некоторые особенности их поведения, дает возможность варьировать нужным образом приемы воспитательных воздействий. Прежде всего, нужно отметить, что очень важно умение учителя ...

Личностные качества в структуре субъекта педагогической деятельности.
Педагогические способности являются важной предпосылкой успешного овладения педагогической профессией, но не решающим профессиональным качеством. Педагог – это всегда великий труженик. Поэтому важными профессиональными качествами педагог ...