Виды воображения

Страница 2

Итак, мы можем сделать следующий вывод: используя богатство эмоциональных состояний ребенка можно успешно развивать его воображение и, наоборот, целенаправленно организуя его фантазию, можно формировать у ребенка культуру чувств. Ниже мы приводим ряд приемов, активизирующих воображение детей в сочетании с эмоциями.

ВООБРАЖЕНИЕ И ИНТЕРЕСЫ

Воображение тесно связано с интересами. Интерес можно определить как эмоциональное проявление познавательной потребности. Он выражается в на­правленности человека на определенную деятель­ность, имеющую особое значение для личности. Началом формирования интереса является эмоцио­нальная привлекательность объекта окружающей действительности.

Интересы имеют большое значение в жизни че­ловека. Поскольку интересы проявляются в положи­тельных эмоциях человека, то они вызывают чувство удовлетворения от работы. Они позволяют легко сосредоточивать внимание на работе, увеличивают работоспособность. И. П. Павлов рассматривал интерес как то, что активизирует состояние коры головного мозга. Общеизвестно, что любой учебный процесс идет тем успешнее, чем больше интерес к учебе у ученика.

Для развития ребенка очень важно формирование многих интересов. Следует отметить, что для до­школьника и школьника вообще характерно позна­вательное отношение к миру.

Ему «интересно все». Такая любопытствующая направленность имеет объективную целесообразность. Интерес ко всему расширяет жизненный опыт ре­бенка, знакомит его с разными деятельностями, активизирует его различные способности. Однако реально узнать, увидеть, «попробовать все» не под силу ребенку, и здесь на помощь приходит фантазия. Фантазирование значительно обогащает опыт ребенка, вводит его в воображаемой форме в ситуации и сферы, не встречаемые им в реальной жизни. Это провоцирует у него появление принципиально новых интересов. С помощью фантазии ребенок попадает в такие ситуации и пробует такие деятельности, какие в реальной действительности ему недоступны. Это дает ему дополнительный опыт и знания в житейской и профессиональной сфере, в научной и нравственной, определяет для него значимость того или иного объекта жизни. В конечном итоге формирует у него многообразные интересы. В наиболее яркой форме фантазия сливается с интересом в игре. Именно поэтому многие методики, направленные на развитие интересов, строятся на принципе фантазирования в игровой деятельности. Фантазия не только развивает интересы вширь, обеспечивая их разносторонность, но и углубляет уже сформировавшийся интерес. Ис­пользуя методические приемы, построенные на во­ображении, можно значительно улучшить успехи ребенка в интересующей его деятельности. Ниже мы познакомимся с рядом таких методик.

Страницы: 1 2 

Другие статьи:

Философы и мудрецы, работавшие в направлении психологии.
Платон (427-347 до н.э.) Многое в философии Платона восходит к Пифагору. Мир Платона построен из психологических сущностей-идей, но его психология почти полностью умозрительна, спекулятивная. Его идеи были «абстракциями». Однако он дал м ...

Психологическая характерисика подросткового возраста
В подростковом возрасте происходит ряд психологических перемен, таких как: новые социальные потребности, отказ от увлечений и стремлений детства. То, что вчера привлекало, сегодня становится неинтересным. Потеряв прежние интересы, и не ...

Внимание, восприятие, осознание.
Основной предпосылкой, сделанной К. Кастанедой в его работах, является осознание положения того, что человеческие существа представляют собой не только высокоорганизованную биологическую структуру, но и тонкое поле светящейся энергии, кот ...