Психологическое загрязнение

Психология » Радиофобия » Психологическое загрязнение

Страница 2

Кроме того, есть возможность дифференциально подойти к самой картине мира; в частности, можно выделить: архетипический слой, сформированный актуальным массовым сознанием; систему слоев, обусловленных социальной ролью; индивидуально-личностный слой и т.п. Каждый из них подвержен различным воздействиям и в разной степени изменяем. Между ними могут возникать конфликты, что отражается на психологическом состоянии. Так, например, человек, оказавшийся в другой национальной или социально-культурной среде, неизбежно будет ощущать дискомфорт из-за того, что его личностная архетипическая картина мира будет противоречить картине мира, принятой в обществе, в котором он вынужден жить.

Канал B ® y

Информация об окружающей естественной среде поступает по всем чувственным каналам и воспринимается как на уровне чувствительности, так и на перцептивном уровне. Если условия окружающей природной среды достаточно приемлемы для человека (приемлемый диапазон температур, давления, освещенности, шума и т.п.), то окружающая среда воспринимается как комфортная. Ухудшение условий (понижение температуры) включает адаптационные механизмы, а при невозможности быстро адаптироваться провоцирует стресс. Косвенно об этом факторе как о психологическом загрязнении можно говорить в том случае, когда вызванный некомфортными условиями стресс развивается на фоне другой деятельности и мешает ее осуществлению, иными словами, в композиции с каналом C ® y .

Но, если изменение условий носит экстремальный характер, то информация, поступающая по чувственным каналам, сама по себе может нести разрушительный характер, то есть приводить к упрощению системы “ПСИХО - ЭЙКОС”. Так, например, может действовать раздражитель, вызывающий сильную болевую реакцию, практически блокируя все другие каналы и сосредотачивая внимание на себе. Другой пример: у людей, живущих в зонах экологического бедствия, наблюдается не только рост тех или иных заболеваний, но и глубокие личностные изменения, затрагивающие эмоционально-волевую и ценностные сферы психики. Дети, выросшие в чернобыльских зонах, совсем по-другому воспринимают свежий воздух, дождь, траву, грибы и т.п., чем их сверстники из “чистых” районов. Для этих детей все смертоносно и опасно. Безопасны лишь закрытые помещения и пища, привозимая в контейнерах. Трудно сказать, что здесь приносит больший вред: радиация или образ окружающего мира, искаженный условиями жизни.

Иными словами, экстремальные условия существования приводят к искажению процессов восприятия и, как следствие, - к формированию искаженной картины мира. Ситуация с радиационным заражением интересна еще и тем, что радиация не ощущается непосредственно органами чувств, а поступает по другим, в основном социокультурным каналам. Следовательно, существует принципиальная возможность управления процессами формирования такого образа окружающей действительности, который будет помогать человеку максимально использовать свои резервы в процессе адаптации к резко ухудшающимся условиям существования. К сожалению, несмотря на то, что чрезвычайные ситуации и локальные экологические катастрофы учащаются, к психологам и экологическим психологам пока прислушиваются редко.

Интересным эффектом, проявляющимся на перцептивном уровне обработки информации из окружающей среды, является наличие так называемых релизеров (releaser). Этот термин был введен К. Лоренцом.

Релизер- ключевой стимул, на который животное или человек отвечает однозначной, генетически обусловленной реакцией.

Например, обезъяны, выращенные в лаборатории, впадают в страх при виде куска шланга, похожего на змею. Релизеры играют важнейшую роль в поведении животных. Они выступают как средство ориентации в жизненном пространстве, средство коммуникации, в том числе межвидовой, средство обеспечения безопасности и т.п. Система релизеров это и есть книга природы, чтение которой - жизнь. Релизеры являются одним из ключевых понятий в науке о поведении животных - этологии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Система взглядов и убеждений . Требования к учителю
Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. По замечанию одного исследователя, поскольку любой хороший учитель должен быть образцом педагогических добродет ...

Заключение.
Рассматривая роль психологических аспектов в формировании рекламного образа, я обнаружила много интересных сторон этой проблемы для более глубокого их изучения. Например, восприятие рекламы с точки зрения разных психологических школ, таки ...

Что такое эмоции?
Под эмоциями , или эмоциональными переживаниями, обычно подразумевают самые разнообразные реакции человека- от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроения. В психологии эмоциями называют процессы, отражающие в форме переживаний ...