Изучение природы тревожности и уровней тревожности.

Психология » Тревожность и экзаменационные испытания у человека » Изучение природы тревожности и уровней тревожности.

Страница 1

В данной работе рассматривается такое эмоциональное состояние как тревожность и ее проявления.

ТРЕВОЖНОСТЬ- это

индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личное образование и (или) как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов

Психологическая наука даёт различные толкования природы тревожности, т.к. “вопрос о причинах тревожности как индивидуальной психологической особенности до настоящего времени не решен” [40, с.386]. Большинство психологов считают, что тревожность, имея природную основу (свойства нервной и эндокринной систем), складывается прижизненно, в результате действия социальных и личностных факторов.

В дошкольном и младшем школьном возрасте главной причиной тревожности психологи считают нарушения детско-родительских отношений, а в более взрослом возрасте, включая студенческий, тревожность может порождаться внутренними конфликтами, преимущественно самооценочного характера.

Психологи выделяют устойчивую тревожность

в какой-либо сфере: эта тревожность может быть или частной,

“связанной” (например, школьная, экзаменационная, межличностная и т.д.) или общей

, которая свободно меняет объекты тревожности в зависимости от изменения их значимости для человека.

Кроме того, психологи различают также адекватную

тревожность, которая является отражением неблагополучия человека в той или иной области, хотя конкретная ситуация может не содержать угрозы, и тревожность неадекватную, или собственно тревожность

- в благополучных для человека обстоятельствах [40, с.385].

Тревожность является показателем неблагополучия личностного развития, и, в свою очередь, оказывает на него отрицательное влияние. Такое же негативное воздействие на перспективу личностного развития оказывает и “возникающая вследствие тревожности нечувствительность к реальному неблагополучию,

защищенность

,возникающая под воздействием защитных механизмов (и прежде всего под влиянием механизмов вытеснения

[40, с.386]. Это приводит к такому негативному явлению как отсутствие тревоги даже в потенциально опасных, угрожающих ситуациях.

Рассматривая заявленную нами тему “Тревожность и экзаменационные испытания у человека” следует выделить основные оперируемые понятия и термины, в частности, такие основополагающие как тревога, явления тревожного ряда, тревожность и стресс.

Касаясь всей предыстории вопроса, следует отметить, что понятие ТРЕВОГА было введено в психологию в 1925 г. З.Фрейдом, который разводил конкретный страх

(Furcht) и неопределенный, безотчетный страх

– тревогу, носящую глубинный, иррациональный, внутренний характер (Angst).

“Психологический словарь” (1999) определяет тревогу как “переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. В отличие от страха, который является реакцией на конкретную, реальную опасность, тревога- это переживание неопределенной, диффузной, безобъективной угрозы

.

[40, с.385] В этом же источнике указывается и на другое существующее определение понятий “тревога” и “страх”, когда под СТРАХОМ понимается “комплекс ощущений, испытываемых при

витальной

угрозе (целостности и существованию человека как живого существа, человеческому организму в целом), а

ТРЕВОГА - это то, что испытывается личностью при социальной угрозе (при угрозе самой личности, ее представлению о себе, ее потребностям, межличностным отношениям или положению в обществе)

[40, с.385].

Если понятия “тревога” и “страх” могут использоваться (особенно в быту, в обиходном разговоре) как синонимичные, взаимозаменяемые понятия, то термины ситуативная тревога(состояние субъекта в конкретный, определенный момент) и тревожность(как относительно устойчивое образование) разводятся уже в 30-50 гг. такими авторитетными психологами, как Р. Кеттел, Ч. Спилбергер и (несколько позже) Ю.Л. Ханин.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Управление человеческими ресурсами: болезни роста или органические пороки
Критический анализ применения технологии управления человеческими ресурсами, несмотря на многообещающие заявления ее приверженцев, демонстрирует известный разрыв между идеологическими установками и их практической реализацией. 1 . Практи ...

Второй и третий годы жизни.
· Когнитивное развитие. Рассматривается в рамках развития сенсомоторного интеллекта, предметных действий разной степени сложности, оосвоения культурных способов овладения предметами и развития речи. Роль взрослого состоит в предоставлени ...

Психологическое загрязнение
Психологическое загрязнение- информационный фактор, приводящий к деградации (упрощению) "ПСИХО" , "ЭЙКОСА" или системы "ПСИХО- ЭЙКОС" . Пример. В 70–х годах журналист газеты "Комсомольская правда" ...