Естественно, что работа по профилактике школьной или, тем более, студенческой тревожности, связанной с учебной деятельностью, должна проводиться прежде всего преподавателями, учителями и родителями и начинаться с первого дня пребывания обучающегося в учебном заведении.
Чрезвычайно важным в этой связи исследователи считают коррекцию ожиданий родителей по отношению к учебной деятельности своего ребёнка, поскольку, как показали специальные исследования, именно повышение ожидания родителей - основной источник тревожности, в частности, у младших школьников [14, с.26].
С одной стороны, психические состояния тревожности выступают в качестве важнейшего субъективного фактора, определяющего успешность и продуктивность деятельности человека в сфере труда, общения и познания, оказывают существенное влияние на эффективность и качество различных видов трудовой деятельности. С другой стороны, как признают сами ученые, “эта проблема в современной психологии недостаточно разработана” [28, с.169].
В отечественной науке отсутствует единое мнение об определении, структуре и функции, механизмах и детерминантах, классификации и методах исследования психических состояний тревожности. Причина подобного положения заключена в самой природе такого явления, как психическое состояние, занимающего как бы промежуточное положение между психическими процессами- с одной стороны, и психическими свойствами личности - с другой. Это проявляется в относительности границ, отделяющих психическое состояние от психических процессов, черт характера и свойств личности [40, с.385-386].
Особенно актуальна проблема изучения состояний и уровней тревожности применительно к учебной деятельности и процессу воспитания, где понимание психических состояний и управление ими в процессе познания и общения является одной из существенных сторон деятельности. Развитию этой темы, в частности, посвящены работы Р.Х. Габдреевой [10, с.112-146], К.С. Лебединской [20, с.54-157], А.М. Прихожан [31, с.5-26], Н.Д. Твороговой [39, с.271-275], А.С. Спиваковской [37, с.44-136].
В наиболее общем виде проблема тревожности
может быть сформулирована как проблема изучения психологических механизмов адаптации и закономерностей влияния психических состояний на обучение, воспитание и развитие личности.
В нашей работе мы рассматриваем изучение психических состояний в условиях познавательной и учебной деятельности, для которых свойственны состояния напряжённости и тревожности у обучающихся.
Некоторые зарубежные исследователи (Х. Хеккаузен, З. Хелус) в своих работах подчёркивают связь тревожности с определённой сферой деятельности и общения, с типом ситуации, например, выделяя при этом экзаменационную тревожность.
Предмет исследования
в нашей работе стала готовность студентов вузов к действиям в экстремальной ситуации экзамена. Мы прослеживаем возможную зависимость успеваемости от эмоционального благополучия респондентов в процессе обучения,
трудности и проблемы студенческого возраста, связанные, в частности, с личностной самооценкой и управлением процессом тревожности в стрессовой ситуации экзамена.
Объектом исследования
является анализ таких психических состояний личности, как напряжённость, тревожность в экстремальной ситуации экзамена, а также возможная соотнесенность показателей уровня тревожности (низкий, средний и высокий) с качеством учебы респондентов.
Целью
работы
стало изучение влияния показателей уровня тревожности, напряжённости общего состояния респондентов (студентов) на продуктивность процесса обучения.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:
1) Выявить условия и факторы, влияющие на показатель уровня тревожности тревожности студентов в экстремальной ситуации экзамена.
2) Исследовать методы управления тревожностью, а также её проявления в виде интенсивности, уровня, глубины воздействия на физиологию и психику студентов.
3) Определить возможную зависимость уровня тревожности от качества учебной деятельности студентов.
4) Описать способы выражения тревожности во внешнем поведении респондентов исходя из их оценки своего состояния накануне экзаменов и в ходе экзаменов.
- Виды и роль эмоций в жизни человека.
- Изучение природы тревожности и уровней тревожности.
- Влияние самооценки на экзаменационные переживания.
- Зависимость тревожности от психических свойств личности.
- Психокоррекционная работа с учащимися.
- Психокоррекционная работа со студентами.
- Заключение.
Другие статьи:
Выводы.
Следовательно, об акцепторе действия и обратной связи (в анохинском ее понимании) в функциональной системе мыслительной деятельности можно говорить в случае предметного мышления, но не творческого, т.к. в процессе творческой мыслительной ...
Стадии стресса
Известный зарубежный психолог Ганс Селье, основоположник западного учения о стрессах и нервных расстройствах, определил следующие стадии стресса как процесса:
1. непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);
2. максимально э ...
Особенности переживания чувства горя у детей
Детский опыт переживания горя практически в точности повторяет переживание горя взрослыми. Тем не менее реакции детей проявляются иначе и часто отличаются от тех, которые ожидают от них взрослые. Поэтому мнение, что дети не переживают та ...
Разделы