Как видно из предыдущего примера, поведение людей не всегда соответствует их общественному положению. На социальном уровне начальник остается начальником, но психологически он может быть маленьким мальчиком или партнером в игре. Взаимодействия могут принимать еще более сложный и скрытый характер, чем в предыдущем примере, и многие из нас могут припомнить ситуации, в которых человек ведет разговор на одном уровне и одновременно - скрытое взаимодействие на другом, например:
Социальный уровень:
Продавец: "Эта вещь хорошая, но будет для вас слишком дорога!"
Покупатель: "Это именно то, что мне нужно!"
Психологический уровень:
Продавец: "У тебя денег не хватит на такую вещь"!
Покупатель: "Вот ее-то я и возьму!"
|
|
Такие скрытые взаимодействие на двойном уровне порождают игры. Играм всегда присуще игнорирование на психологическом уровне. На социальном уровне игроки воспринимают игру как обмен интенсивными поглаживаниями. Игры занимают большую часть в структурировании времени. Игры обычно являются ближайшим бессознательным, а когда осознаются, то разрушаются. Игры всегда нечестны, они включают в себя взаимодействия, содержащие слабинку, ловушку, ответ, удар, расплату, вознаграждение.
Наиболее хорошо игры распознаются в психотерапевтических ситуациях, при индивидуальной и особенно групповой психотерапии. Руководитель группы помогает распознать игру и прекратить ее, отмечая при этом психологическую или социальную пользу данной игры для всех членов группы.
Рассмотрим одну из известных игр, разыгранных в терапевтической группе под названием "Почему бы вам не?…" - "Да, но…"
Иван: Не знаю, как мне окончить вовремя контрольную за этот семестр?
Маша: Почему бы тебе не начать ее сегодня же вечером?
Иван: Да, но я не спал вчера всю ночь.
Маша: Почему бы тебе не начать тогда завтра?
Иван: Да, но мне надо идти в химическую лабораторию.
Маша: Почему бы тебе не выполнить ее в конце недели?
Иван: Да, но я должен навестить семью.
Маша: Почему бы тебе не попросить у преподавателя отсрочки?
Иван: Да, но он сказал уже: "Исключений не будет."
Обычно игра завершается молчанием, когда все участники сдаются Иван выигрывает.
Он делает запрос как Взрослый, но отбрасывает все предложения, подобно маленькому мальчику.
Его Ребенок вводил в заблуждение Родителей, других членов группы, вынуждая их на скрытом психологическом уровне уделять ему внимание. В этом и состоял его выигрыш. Терапевт показал, как прекратить игру и нейтрализовать его Ребенка. Для этого не нужно давать советов и не становиться на позицию Родителя. Тогда беседа будет протекать следующим образом:
Иван: Не знаю, как мне окончить вовремя контрольную за этот семестр?
Маша: Да,. Это проблема сложная. И что же ты собираешься предпринять?
Иван: Не знаю, я ведь не спал вчера всю ночь.
Маша: Да, это очень плохо!
Иван: Что ты мне посоветуешь?
Маша: Ума не приложу!
Поскольку игры основываются на решениях раннего детства, от них можно отучить, и клиент может принять другое решение. Можно либо полностью отказаться от игры, либо заменить ее другой игрой, менее вредной.
Когда на следующем сеансе Иван попытался заново начать "Почему бы Вам не?…" - "Да, но…", психотерапевт удивил его своей реакцией.
Другие статьи:
Проживать самого себя
В повседневной жизни часто случается так, что мы мало обращаем внимания на нашу интуицию. Мы предпочитаем следовать тому, что одобрено общественным мнением, тому, что кто-то нам поручает, или тому, что предписывают нам наши страхи и опас ...
Психолого-педагогические
особенности коллектива
Успешная профессиональная либо творческая деятельность коллектива во многом зависит от правильного расположения его участников согласно занимаемым “социальным нишам”.
В различных коллективах присутствуют представители, имеющие не только ...
Причины, особенности развития и свойства конфликта.
Определим конфликт следующим образом:
Конфликт-это понимание, воображение или опасение хотя бы одной стороной того, что ее интересы нарушает, ущемляет и игнорирует другая сторона или стороны. Стороны при этом готовы бороться за захват, ...
Разделы