Мать (поперхнувшись): От родителей? Отдохнут? (Родитель).
Дочь: Ну да! Это же так здорово - пожить самим. Им оставят еду, а что еще надо? (ребенок).
Отец (опередив жену): Ты бы тоже хотела пожить одна? (Взрослый).
Мать: Как - одна?
Дочь: А что? Я справлюсь (Ребенок).
Отец: Вот и отлично. (Обращается к жене): Мне как раз сегодня предложили недорогой тур на две недели для нас с тобой. Поехали? Я уже три года в отпуске не был (Взрослый).
Мать (включившись): Знаешь, я подумала сейчас, что ты права. Нам, наверное, и правда надо друг от друга немного отдохнуть… (Взрослый - Взрослому).
Можно сыграть все пять состояний эго личности.
Например: Студентка обсуждает свою соседку по комнате в общежитии: "Это глупая, безответственная, легкомысленная девчонка (Критичный Родитель). Мне приходится вместо своих проблем заниматься ее делами (Заботливый Родитель). Иногда мне это кажется просто глупым (Взрослый), но я ведь должна помогать другим, меня же мама этому учила (Адаптированный Ребенок). Однако иной раз мне так хочется ей сказать, чтобы она от меня отвязалась (Свободный Ребенок).
Из приведенных примеров видно, что диагноз состояний эго является начальным этапом анализа взаимодействий. Действие начинается, когда два человека оказываются вместе. Эго каждого индивида может находиться в состояниях Родителя, Взрослого или Ребенка; таким образом, когда два человека находятся наедине в одной комнате, там в действительности присутствует шесть лиц, каждое из которых может внезапно появиться.
Взаимодействие состоит из стимула со стороны одного человека и соответствующей реакции другого. Многие взаимодействия просты и непосредственны, например:
Начальник: Который час? (Стимул)
Секретарша: Четыре часа (Реакция)
|
(комплиментарные трансакции) |
Ответ может исходить от других состояний эго, и тогда положение меняется.
Вопрос: Который час?
Ответ: У вас не в порядке часы?
|
(перекрестные трансакции) |
Этот ответ может привести к конфликту, и тогда секретарше не удастся сохранить свою должность.
Если же начальник начнет отвечать, как Ребенок, то разговор может продолжаться сколь угодно. Например:
Начальник: Знаете, я забыл часы дома.
Секретарша: Ну и рассеянный же Вы.
Начальник: Я так торопился
|
|
Другие статьи:
Теория Хорни
Структура характера, согласно Хорни (41, 42), развивается на основе опыта детства. У одних процесс развития прекращается в пять лет, у других - в юности или около тридцати лет, а у отдельных людей продолжается до пожилого возраста. Хорни, ...
Новообразования подросткового возраста
Советские психологи, начиная с Л.С.Выготского, единодушно считают главным новообразованием подросткового возраста чувство взрослости.
Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою п ...
Заключение.
На сегодняшний день имеется масса методик, способов, для классификации типов индивидуальности, как в физиологическом плане, так и в психическом, а равно и обоих сразу (психофизиологическом). Например американский врач и психолог У. Шелдон ...
Разделы