Мать (поперхнувшись): От родителей? Отдохнут? (Родитель).
Дочь: Ну да! Это же так здорово - пожить самим. Им оставят еду, а что еще надо? (ребенок).
Отец (опередив жену): Ты бы тоже хотела пожить одна? (Взрослый).
Мать: Как - одна?
Дочь: А что? Я справлюсь (Ребенок).
Отец: Вот и отлично. (Обращается к жене): Мне как раз сегодня предложили недорогой тур на две недели для нас с тобой. Поехали? Я уже три года в отпуске не был (Взрослый).
Мать (включившись): Знаешь, я подумала сейчас, что ты права. Нам, наверное, и правда надо друг от друга немного отдохнуть… (Взрослый - Взрослому).
Можно сыграть все пять состояний эго личности.
Например: Студентка обсуждает свою соседку по комнате в общежитии: "Это глупая, безответственная, легкомысленная девчонка (Критичный Родитель). Мне приходится вместо своих проблем заниматься ее делами (Заботливый Родитель). Иногда мне это кажется просто глупым (Взрослый), но я ведь должна помогать другим, меня же мама этому учила (Адаптированный Ребенок). Однако иной раз мне так хочется ей сказать, чтобы она от меня отвязалась (Свободный Ребенок).
Из приведенных примеров видно, что диагноз состояний эго является начальным этапом анализа взаимодействий. Действие начинается, когда два человека оказываются вместе. Эго каждого индивида может находиться в состояниях Родителя, Взрослого или Ребенка; таким образом, когда два человека находятся наедине в одной комнате, там в действительности присутствует шесть лиц, каждое из которых может внезапно появиться.
Взаимодействие состоит из стимула со стороны одного человека и соответствующей реакции другого. Многие взаимодействия просты и непосредственны, например:
Начальник: Который час? (Стимул)
Секретарша: Четыре часа (Реакция)
|
(комплиментарные трансакции) |
Ответ может исходить от других состояний эго, и тогда положение меняется.
Вопрос: Который час?
Ответ: У вас не в порядке часы?
|
(перекрестные трансакции) |
Этот ответ может привести к конфликту, и тогда секретарше не удастся сохранить свою должность.
Если же начальник начнет отвечать, как Ребенок, то разговор может продолжаться сколь угодно. Например:
Начальник: Знаете, я забыл часы дома.
Секретарша: Ну и рассеянный же Вы.
Начальник: Я так торопился
|
|
Другие статьи:
Теория И.П.Павлова.
Решающий сдвиг в понимании биологических основ темперамента произошел в начале 30-х гг. нашего века благодаря работам И.П. Павлова. Он впервые высказал мысль о том, что в основе темперамента лежат не свойства жидкостей или телесных тк ...
Комплексный подход к диагностике нарушений развития.
Преодоление порочного подхода к диагностике нарушений умственного развития на основе чисто количественной психометрической оценки результатов выполнения детьми тестовых заданий и отказ от придания тестам ведущей роли в отборе умственно от ...
Организация и методы эмпирического исследования.
В проблеме общения подростков большое место занимает психодиагностика, как глубокое проникновение во внутренний мир человека. Цель психодиагностики заключается в том, чтобы дать материал для психологического заключения о группе лиц или от ...
Разделы