Теория Эрика Эриксона в аспекте депривации

Психология » Теория Эрика Эриксона в аспекте депривации

Страница 4

Младший школьный возраст

- предпубертанный, т.е. предшествующий половому созреванию ребенка. В это время развертывается четвертая стадия, связанная с воспитанием у детей трудолюбия, необходимостью овладения новыми знаниями и умениями. Школа становится для них «культурой в себе», со своими особыми целями, достижениями и разочарованиями.

Этот период жизни характеризуется возрастающими способностями ребенка к логическому мышлению и самодисциплине, а также способность взаимодействовать со сверстниками в соответствии с правилами.

Постижение основ трудового и социального опыта дает возможность ребенку получить признание окружающих и обрести чувство компетентности, у ребенка развивается чувство трудолюбия, в процессе освоения технологии своей культуры.

Если же достижения не велики, он остро переживает свою неумелость, неспособность, невыгодное положение среди сверстников и чувствует себя обреченным быть посредственностью. Вместо чувства компетентности образуется чувство неполноценности, которое может отбить у ребенка охоту учиться дальше. Так же чувство неполноценности может развиться в том случае, если дети обнаруживают, что их пол, раса, религия или социально - экономическое положение, а вовсе не их уровень знаний и мотивация, определяют их личностную значимость и достоинство.

Период начального школьного обучения - это так же начало профессиональной индефикации, ощущения своей связи с представителями определенных профессий. И здесь Эриксон отмечает, важна не только школьная успеваемость, но поиск индивидуальных и общественных целей, что является основой эффективного участия в социальной, экономической и политической жизни.

Старший подростковый возраст и ранняя юность

составляют пятую стадию развития личности, период самого глубокого кризиса.

Детство подходит к концу, и этот большой этап жизненного пути, завершаясь, приводит к формированию двух полюсов развития: На положительном - в виде идентичности, на отрицательном - в виде ролевого смешения. Задача подростка состоит в том, что бы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе (какие они сыновья, дочери, спортсмены, студенты, музыканты и т.д.) и интегрировать эти образы себя в личную идентичность, которое представляет осознание как прошлого, так и будущего, которое логически следует из него.

В определении идентичности, данном Эриксоном, можно выделить три элемента:

1. Молодые люди и девушки должны воспринимать себя внутренне тождественными самим себе. В этом случае формируется образ себя, связанный с прошлыми представлениями и определяющейся в будущем.

2. Значимые другие люди тоже должны видеть тождественность и целостность в человеке, т.е. подкрепление сложившегося мнения о себе со стороны значимых людей.

3. Молодые люди должны достичь возросшей уверенности в том, что внутренние и внешние планы его целостности согласуются между собой. Их восприятие себя должно подтверждаться опытом межличностного общения посредством обратной связи.

По мнению Эриксона, основа для благополучной юности и достижения идентичности закладывается в детстве.

В ней объединяются и преобразуются все предыдущие индефикации ребенка; к ним добавляются новые, поскольку повзрослевший, изменившийся внешне ребенок включается в новые социальные группы и приобретает другие представления о себе. Целостная идентичность личности, доверие к миру, самостоятельность, инициативность и компетентность позволяют юноше решить главную задачу, которую ставит перед ним общество - задачу самоопределения, выбора жизненного пути.

Однако существует ряд факторов, которые могут серьезно мешать развитию идентичности:

1. Развитие идентичности происходит под сильным влиянием тех социальных групп, с которыми они себя индефицируют (кинозвезды, певцы и т.д. или революционные лидеры). В этом случае подавляется сама личности и ограничивается сама идентичность.

2. Поиск идентичности может быть достаточно труден для определенных групп населения: для женщин, когда их рассматривают как людей второго сорта, групп социальных меньшинств и т.д.

3. Резкие социальные, политические и технологические изменения способствуют возникновению чувства неопределенности, тревоги и разрыва связей с миром. Они представляют угрозу для многих традиционных и привычных ценностей, которые подростки усвоили еще в детстве.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Тайна сновидения.
Наиболее интересной и малоизученной областью человеческого сознания является особое состояние людей - сновидение. Безусловно, до сих пор предпринимались попытки исследований данного явления учеными-психологами. Однако применяемые методы, ...

Квадры
Две дуальные пары, связанные отношениями активации и зеркальности составляют квадру. Квадра — это соционическая группа, в которой осуществляется полная кооперация, взаимопомощь, поддержка, психофизиологическое регулиро­вание, психологиче ...

Понятие стресса
Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье ...